Вселенная Метро 2033: Холодное пламя жизни

Метро 2033: Холодное пламя жизни

Карта

Редактор-Составитель

Анна Калинкина

Номер Выхода

97

Дата Выхода

Декабрь 2018 года

Буква

Т

Локации

Москва, Московская обл, Юрьев-Польский, Вичуга, Белгород, Тверская обл, Курск, Кемеровская обл, Екатеринбург, Свердловская обл, Нижегородская обл, Красная Глинка, Шигоны, Санкт-Петербург, Мончегорск

Предыдущий Сборник

Метро 2033: О чём молчат выжившие

Следующий Сборник

Метро 2033: Они не те, кем кажутся

Переплет

Мягкий

Кол-во Страниц

320

Метропедия

- пятый сборник рассказов различных авторов в серии под редакцией Анны Калинкиной, написанный в рамках «Вселенной Метро 2033». Девяносто седьмая книга серии. В сборник был включён двадцать один рассказ.

О Книге:

Аннотация

Какая она, жизнь людей в 2033 году? В разных городах и странах люди ведут непрекращающуюся войну на выживание. Они ищут способ существовать в мире, который взбунтовался против них. Они ищут возможность остаться людьми в суровых страшных условиях, где слова "любовь", "культура", "сочувствие" почти потеряли смысл. Что чувствуют эти люди? Пламя их жизни угасает, становится холодным и блеклым. Все, что им остается – бороться, верить и ждать.

От Глуховского

Мир «Метро 2033» - это постоянная гонка на выбывание, что в книгах, что в реальной жизни. Но здесь, на просторах сети, авторы борются не на жизнь, а за право быть опубликованными. Сборник рассказов - результат этой нелегкой борьбы. Из сотен историй мы выбрали двадцать лучших, и сейчас они перед вами.
Такое нельзя пропустить!

Критика

Отзывы от Леонида Добкача из поста Вконтакте, если не написан другой автор.

Рецензия О Сборнике В Целом:

Вот я и дочитал «Холодное пламя жизни» - пятый русскоязычный сборник рассказов и девятый в общем зачёте «Вселенной Метро 2033». В отличие от всех предыдущих, он собран не на конкурсной основе, хотя Анне Калинкиной - редактору-составителю, для которой этот опыт (по крайней мере, в рамках метро-сборников) тоже в новинку - пришлось перебрать вместе с коллегами-редакторами не один десяток работ, что написали авторы за девять лет существования «Вселенной».

Проблема «Холодного пламени жизни» в том, что здесь нет общей темы, как в последних трёх сборниках. То есть ближайший аналог - «Последнее убежище», собранное просто из лучших среди отобранных работ. Когда-то давно я писал на ту антологию, что, несмотря на разношёрстность, сборник получился живым, а рассказы - аккуратно расставленными так, чтобы сделать переход от одного к другому наиболее плавным.

Здесь тоже вернее всего назвать сборник живым. Тут немало рассказов, написанных для предыдущих, необязательно официальных или даже устроенных фандомом, конкурсов. Есть и рассказы специально для этой антологии. Что же объединяет их? Справедливо ли название, данное пятому сборнику рассказов? Как я заметил, многие, если не все, рассказы, так или иначе основаны на путешествиях. Кто-то куда-то идёт или стремится пойти. А мой дедушка любит повторять: «Движение - это жизнь». Пока есть люди, которым есть зачем куда-то идти, жизнь не угаснет. Людей в постъядерном мире осталось мало, и каждый огонёк жизни на счету. И, быть может, рано или поздно они вновь осветят планету.

Может быть, «Холодное пламя жизни» отчасти и уступает тому же «О чём молчат выжившие», который сильно ждали и в выход которого какое-то время даже не верили, но бесспорно наполнено хорошими работами, что могли ждать своего часа довольно долго, и, наконец, дождались. Вместе же они, закономерно, порождают не менее хороший сборник, что достоин места в коллекции каждого ценителя «Вселенной». Анна справилась с поставленной задачей на ура, и теперь, с оглядкой на анонсы, самое время ждать дальше - новых крутых антологий!

Ссылки на рецензии и отзывы на книгу на разных сайтах:

Рецензии на Лабиринте
Отзывы на Литресе
Обсуждение ВК

Все Рассказы В Книге

1. Шимун Врочек - Байки Убера

Начало Рассказа

Три каравана диггеров встречаются на станции Чёрная речка, чтобы отоспаться и отправиться каждый на свою миссию. Болтливый командир «красных скинов» тут же начинает травить байки одну за другой, чем производит впечатление на юную Наташку и убеждает в реальности своих историй.

Локации: Санкт-Петербург

Следующая Книга: Метро 2033: Питер

Рецензия:

Ровно семь лет назад вышел самый первый сборник рассказов - «Последнее убежище» от Дмитрия Глуховского в качестве редактора-составителя. Антология была собрана двумя способами: большинство рассказов отобрали в горниле первого официального конкурса, а ещё шесть написали авторы довольно молодой тогда «Вселенной Метро 2033». И открывал тот сборник Шимун Врочек.

Прошло семь лет. «Вселенная» разрослась до двух линеек, не считая польских книг, что ещё не все переведены. Вышло целых пять сборников, опять-таки не считая аж четырёх от польских авторов. И новый, пятый, собран из рассказов исключительно авторов романов. Даже Игорь Илюшин - дебютант в серии - и тот несколько месяцев как заявлен автором идеи совместного с Татьяной Живовой крупноформата.

Открывает «Холодное пламя жизни» один из пионеров проекта, заодно ставший первооткрывателем «Вселенной Метро 2035». В прошлый раз Шимун Врочек представил повесть «Убер и революция», и я думал, что «Байки Убера» могут оказаться соразмерными ей. Однако это действительно рассказ, составленный из нескольких небольших баек, которые рассказывает главный герой «Питера. Война».

Немного необычно читать текст произведения, зная, что оно предваряет описанные ранее события. Убер ещё ничегошеньки не знает про Ивана Меркулова, не ходил с ним к ЛАЭС и не намучился на поверхности. И даже веганцы упоминаются всего лишь для сравнения, а не как угроза № 1 всему живому в Петербургском метро. Тем не менее, герой узнаваем и прекрасен в своём болтливом позитиве. Неудивительно, что Наташка и остальные караванщики заслушиваются его байками, несмотря на хмурые комментарии отдельных лиц.

Отдельного внимания заслуживает сохранение мифологии Петербургского метро постъядерного образца. Бывает так, что авторы, подобно читателям, забывают какие-то мелкие детали и сосредотачиваются или на отдельных ярких находках, или копают новую нишу, стараясь не разрушить старые условности. Шимун напоминает, что здесь на поверхность ходят диггеры, лишь на юге называемые сталкерами, что когда-то всем метро правил Саддам Кровавый, а компанию Уберу составляет Седой из первого «Питера». Все эти мелкие детали, смешиваясь с новыми историями, образуют отличный рассказ, действительно достойный открывать новейшее созвездие «Вселенной».

2. Игорь Вардунас - Бесы

Начало Рассказа

Уроженка Королёвского аэродрома спускается в перегон Комендантский проспект – Старая Деревня, где засела банда Ферзя. Ей надо в Торговый город, но пошлина бандитов оказывается слишком высока, и девушка вскидывается. Главарь беседует с ней и убеждает помочь найти одну икону в церкви на Пискарёвском кладбище.

Локации: Санкт-Петербург

Рецензия:

Много лет я слегка недоумевал, как так вышло, что Игорь Вардунас ни разу не писал в серии о своём родном Санкт-Петербурге. Я знал о планах нескольких авторов, в том числе Игоря, объединиться для написания общего романа о Северной столице, но, похоже, этот проект так и останется всего лишь красивой задумкой. Зато в феврале этого года сверкнул первый лучик, что Игорь всё-таки не оставит без внимания любимый город.

«Тютерс», написанный Игорем Вардунасом в соавторстве с Ириной Бакулиной, чем-то напоминил «Выборг», повествуя о группе петербуржцев, плывущих прочь из города. Всё это сопровождалось рядом приятных отсылок, и вот теперь полноценный рассказ Игоря о северо-западе Питера вошёл в звёздный сборник.

«Бесы» больше напоминают зарисовку сценария, начало чего-то большего, будто мы смотрим в замочную скважину. Хочется больше узнать о Королёвском аэродроме, о жизни Ксюши, о банде Ферзя, почему-то не занявшей опустевшую в 2033 году Старую Деревню. Однако мы располагаем только тем, что имеем.

Бесспорное достоинство рассказа - красивый образный язык. Игорь осваивает смелые сравнения в духе Дмитрия Глуховского, и получается эстетически приятно. Портят немного впечатление короткие абзацы - черта, больше присущая сценариям или стихам. Оттого выразительные фразы, готовые в следующем предложении пойти на новый литературный виток, замирают, остаются на взлёте.

Конфликт двух действующих лиц передан хорошо. Как говорится в отношении фильмов и сериалов, «химия» между персонажами чудесна. Из-за короткого объёма остаётся только гадать, нарочно ли Ферзь послал Ксюшу в заброшенную церковь на кладбище или просто так совпало? Если задуматься, оба варианта возможны, но если в первом случае бесами логично считать бандитов, то в альтернативном - тех, кого встретила девушка потом. Так или иначе, автор напомнил, что мир «Метро» - жестокое место, перемалывающее всех, и единственная задача выживших - продолжать цепляться за жизнь, раздувать её тлеющее пламя.

3. Юрий Харитонов - Своя душа - потёмки

Начало Рассказа

Юному Ярославу Карпову надоедают гонения и насмешки «чистых» сверстников и он решает убежать глубокой ночью из родного Юрьева-Польского. Во время побега он понимает, что он связан с заклятым врагом, Митяем Пановым, больше, чем он считал.

Локации: Юрьев-Польский

Следующая Книга: На краю пропасти

Рецензия:

Юрий Харитонов завоевал свою долю популярности среди авторов «Вселенной», выпустив сперва мрачный роман «На краю пропасти», а затем и его условное продолжение, «Приют забытых душ», где мрак вышел на новый уровень. Однако во мраке явственнее проступают излюбленные темы автора. Ему, кажется, проще и легче писать о нелёгкой судьбе детей в постъядерном мире, чем мучить повидавших немало взрослых. Впрочем, к этому я ещё вернусь. Свою же мысль я веду к тому, что рядовые читатели могли подзабыть, что начинал-то Юрий не с романа, а с пронзительного рассказа «Родственные души» о далёком от его установившихся писательских угодий Петербурге. Новый рассказ чем-то напоминает дебютный.

Я уже заметил, что Юрий чаще обращается к теме детей, чем взрослых. Взрослые же, особенно гады, вроде Черномора, передаются через призму… нет, не столько детей, сколько их собственного детства. Ведь человек действительно не рождается сразу сволочью с десятками лет за плечами. Как и не рождается ангелом во плоти. Личность делают окружающие. Сейчас, когда я пишу эти строки, мне пришла в голову ассоциация, что истории маленького Яроса и молодого Черноморова схожи травлей мелкими пакостниками. Но если Яр вырастает в хорошего человека, то бывший учитель становится маньяком. Что ж, у первого хотя бы имелась отдушина в виде отца да ещё нескольких добрых людей, что позволило взрастить в нём зерно добродетели и не ступить на кривую дорожку.

Забавно: именно побег можно считать вступлением на кривую дорожку. Ярославу надоедают обидные выходки Митяя и его кодлы, однажды уже вылившиеся в горькую смерть доброй девочки, за что наверняка подонкам не влетело или же досталось и вовсе самому рогатому пареньку. В общем, Яр решает убежать. И делает это под покровом ночи. Дальше мы видим, как мальчик сталкивается с главным врагом своей жизни и понимает, что частица его отравляет его собственную душу. Финал рассказа как раз напоминает «Родственные души», но всё же оканчивается на более доброй ноте. «Своя душа - потёмки» вызывает яркие эмоции, от наслаждения чтением до негодования по отношению к жестоким людям.

4. Константин Бенев - Эпилог

Начало Рассказа

С Югры в сторону Балтийской надвигается какая-то нечисть. Чтобы обезопасить подходы, начальник станции Баженов просит своего приятеля Беркута взять его отряд Ангелов на борьбу с мутантами. На поверхности они устраивают неудачный взрыв, в результате чего Беркут и Мишка Горшнев оказываются заперты под завалом.

Локации: Санкт-Петербург

Рецензия:

Книга только началась, а уже эпилог? Такое возможно только в «Холодном пламени жизни», где «Эпилог» - новый и, быть может, последний рассказ Константина Бенева во «Вселенной Метро 2033». Учитывая, что во «Вселенной Метро 2035», на которую нацелился тандем 2Б, планируется собственная антология, думаю, что короткие истории Константина мы ещё увидим!

Но вернёмся к «Эпилогу». Довольно небольшой рассказ, написанный изначально, вроде бы, для официального конкурса «О чём молчат сталкеры?». В четвёртый сборник он, увы, не вошёл, зато удостоился публикации в следующем. Перед нами ностальгическая история бравого Беркута, волею судьбы (и неудачного взрыва) оказавшегося запертым под завалом в компании с Мишкой Горшневым, одним из подчинённых. Константин, как и всегда, играет на струнах человеческих чувств, и если обычно он предпочитает навевать радость, словно во время праздника, а порой умело делится горем вымышленных и настоящих героев, то здесь упор больше на второе. И не до конца понятно, успели вовремя спасатели или нет.

На самом деле моё внимание больше привлекли персонажи второго плана: Баженов и Мишка Горшнев. Первый, насколько я понимаю, тот самый начальник Балтийской, или Балтийского вокзала, что организовал празднование Нового года в «Новогодней истории» - дебютном рассказе Константина, вышедшем семь лет назад в «Последнем убежище»! Что до Горшнева, ох, что-то мне подсказывает, это тот самый Мишка Горшков из «Царицы ночи». Взял ли он себе псевдоним или редакторы не стали завуалировать на сей раз фамилию - я не знаю, но мысленно счёл, что Мишка выжил и попал на Петроградскую. А значит, мог выжить и командир Ангелов. Надежда - то, что я ищу в постъядерной вселенной, и что оставил, по счастью, автор.

5. Татьяна Живова - Киндер, кюхе, кирхе

Начало Рассказа

Юная, слегка взбалмошная и ветреная, но сильная духом и настойчивая девушка Амалия в горячке спора заключает пари с Борькой Лохматым - самым красивым и удачливым сталкером своей линии. На кону - личное счастье и устроенная семейная жизнь с самым завидным женихом общины и местным секс-символом, по которому вздыхают все окрестные девушки и женщины. Вот только во имя выполнения своей части пари Амалия должна пробраться в пещеры кровожадных и очень опасных великанов и принести оттуда в доказательство какую-нибудь «полезную шнягу». И пусть все вокруг твердят, что она «с катушек слетела», пусть ворчат, что истинное призвание нормальной женщины - это «киндер, кюхе, кирхе» (с нем. «дети, кухня, церковь»), пусть считают «феерической блондинкой на всю голову» - Амалия без боя не сдастся! Потому что на кону - не только личное счастье, но и её гордость и репутация в общине. Нет, она ничуть не против этого самого «киндер, кюхе, кирхе» - даже «за» всеми конечностями. Только всему - своё время.

Локации: Москва

Рецензия:

Любая история начинается с идеи. Реализация может задушить идею, а может вывести её на новый уровень, «заразить» ей многих и многих читателей. «Метро 2033» когда-то подарило такую идею миру, и с тех давних пор она уверенным шагом завоёвывает всё новые и новые умы и сердца людей по всему миру. Почти десять лет назад критическая масса идей, рождённых в ответ на ту, первую, привела к созданию «Вселенной Метро 2033». Однако все люди разные. Талант определяется стилем, и каждый творческий человек самостоятельно прокладывает свой путь к сердцу и разуму своего читателя. Татьяна Живова предлагает свой рецепт, с помощью которого у неё получаются запоминающиеся истории.

Юмор. Достаточно весомый ингредиент или, иначе, признак произведений Татьяны. Со времён «Джульетты без имени» она удивляет смелыми находками, необычными образами и любопытным взаимодействием персонажей. «С тех пор, как случился Рагнарёк», пожалуй, более серьёзен, а вот вышедшие следом «Пасынки Третьего Рима» вновь написаны в более-менее забавной манере, будучи не лишены и таких серьёзных тем, как взаимоотношения родителей, ксенофобия, рабство… Нынешний рассказ тоже вызывает улыбку, и, должен отметить, юмор здесь отнюдь не наивен. Можно сказать, это ширма, за которой скрывается истинная задумка.

Экшен. Если опять проводить параллели, то на сей раз Татьяна планомерно поднимает градус происходящих событий. Да, она не стремится писать боевую фантастику, но если мы проведём параллели, заметим, что в фильмах уже не первый год на первый план выходят не беготня и взрывы, а нагнетание атмосферы и конфликт персонажей (которые, рано или поздно, приводят хоть к погоням, хоть к перестрелкам). Примерно такой экшен предлагает авторесса, и мне он нравится значительно больше скучных драк и неразумной траты боеприпасов.

Хоррор. Вот здесь Татьяна неожиданно отрывается по полной программе. И, что самое любопытное, в прошлый раз она нагнала жути именно в рассказе, а не в романе. Сцена, где Амалия находит себя в яме с кучей мёртвых тел таких же, как она, жертв великанов, и всё это дополняется кровью и запахом смерти, действительно пробрала до мурашек. Дальнейшие события сдобрены отличным сочетанием лёгкого экшена и напряжённого хоррора, что делает повествование не только и не столько весёлым, сколько захватывающим всё внимание.

Если так разобраться, «Киндер, кюхе, кюрхе» отчасти сродни рассказам «Упырь» Анны Калинкиной и «Быть человеком» Александры Тверских, а стиль и подача, присущие именно Татьяне Живовой, выделяют её произведение на фоне не только похожих по задумке, но и всего состава антологии, в которую оно входит.

6. Андрей Гребенщиков - По ту сторону янтаря

Начало Рассказа

Сталкер находится один в умирающем убежище. Кислорода осталось совсем ненадолго, и перед мужчиной встаёт необходимость открыть дверь, что отделяет его от выжженной поверхности, безнадёжно ушедшего Прошлого. Человек ослеплён, и неожиданно рядом с ним возникает Поводырь, который проливает свет на многое.

Локации: Екатеринбург

Предыдущий Рассказ: Легион последней надежды (ВМ 2033: Последнее убежище)

Рецензия:

Много лет прошло с тех пор, как вышел крайний сольный роман Андрея Гребенщикова. С тех пор он публиковался разве что с несколькими рассказами да кратко поучаствовал в романе-буриме «Перекрёстки судьбы». Тем приятнее видеть его имя в сборнике, пусть «По ту сторону янтаря» и написан на самом деле давным-давно.

Рассказ написан от первого и единственного лица. Когда герой один, и больше нет никого в целом свете, по-настоящему трудно, как мне кажется, выписать полноценную сюжетную линию. Как ни крути, человек - существо социальное, хоть порой и готовое покрошить себе подобных в бульон. И если герой ни с кем не сталкивается, он остаётся наедине с самой ужасной тварью - собственным сознанием.

Авторы любят оставлять в своих произведениях символы. Обыденные вещи, несущие двойной смысл. Разумеется, я сейчас не про «синие занавески», а про самые что ни на есть вещи-символы, которыми автор действительно что-то хочет сказать. У таких предметов иное описание, на них сосредотачивается внимание большее, чем на других. Допустим, писатель описывает стул. Он может просто сказать, что, мол, вот стул, и на этом остановится. А может подробно описать, начиная с цвета и размера и заканчивая каким-нибудь порезом, оставленным персонажем в детстве. При этом соседний стул будет обойдён вниманием. Тем не менее, это описание ещё не будет символом. Символом вещь станет, когда ей дадут предназначение. Дверь, на которой Андрей немало времени сосредотачивает внимание как героя, так и читателя, - такой вот символ. Граница между Настоящим, Прошлым и Будущим - такова роль двери в умирающем бункере. И однажды герою суждено её переступить. Или умереть от удушья, голода и бессилия возле неё.

«По ту сторону янтаря» не лишено своего шарма. Герой, чьё имя мы так и не узнаём, а лично я стал величать его просто Слепым, постепенно раскрывается перед нами, и мир через призму его восприятия оказывается больше, чем трупом города, завёрнутого в чёрный саван. Работа со словом всегда была и остаётся коньком Андрея Гребенщикова, и нынешняя работа, голос из прошлого, тому отменное подтверждение.

7. Игорь Илюшин - Плакальщик

Начало Рассказа

Благополучие людей, принятых под защиту могущественной организацией. Порядок, наводимый железной рукой и бескомпромиссной волей. Мир и безопасность в округе… Скажите это тому, кто во имя наведения этого «порядка» потерял всё, что было ему дорого в жизни. Скажите это тому, кто вынужден повременить с собственной смертью, выжить, обезличиться и отринуть человечность. Стать страшнее и безжалостнее зла, разрушившего его жизнь. Тому, кто идёт тропой горя и мести, ведомый голосами мёртвых. Старое имя забыто, теперь он - Плакальщик. Но оплакивать мертвецов своими кровавыми слезами будет не он, а его враги. …Когда сталкиваются две правды жизни, трудно сказать, какая же из них - истинная…

Локации: Вичуга

Рецензия:

Вот я и добрался до рассказа единственного дебютанта «Холодного пламени жизни». На самом деле мне довелось читать это произведение ещё с год назад, но за это время, как это часто бывает, когда много читаешь и много занимаешься различными важными делами, сюжет напрочь выветрился из головы, за исключением введённого автором жестокого сообщества.

Орден Чёрных Рогов - влиятельная и жестокая организация, управляемая, если верно понял, пятёркой Воителей. Чем-то напоминает секту, а чем-то - приют забытых душ из одноимённого романа Юрия Харитонова. Такое ощущение, что автор задумал больше, чем на один рассказ, но, по крайней мере, в ближайшее время он реализует другую свою идею, хотя узнать больше об Ордене весьма хотелось бы. Отдельно хочу восхититься словом «чернорог» - логичное наименование приспешников Ордена, просто мне нравится, как оно звучит и смотрится.

Автор нас всячески убеждает в том, что Орден - прибежище редкостных мерзавцев. Вот вам гибель лучшего друга главного героя. Вот вам пытки и расстрелы. А вот вам главный в этой части расширяющихся владений чернорогов. И вот здесь что-то пошло не так. То есть всё так, эта линия мне понравилась даже больше той, что предлагает Игорь в качестве основной, тем не менее, поведение Аристарха не похоже на замашки редкостного гада с чёрным сердцем. Напротив, это живой человек, да, жестокий, но не лишённый сострадания и даже, если так можно сказать, своеобразного участия. Этакий Танос от мира «Метро». Или Волан-де-Морт, внезапно проявляющий себя джентльменом.

В общем, так получилось, что главный злодей оказался для меня главным достоинством всего рассказа. Плакальщику я сопереживал, но как-то дежурно. Автор указал, что Алексей страдает и будет мстить, значит, сопереживаем и ждём расправы над подонком. Тут можно подумать, что Игорю не удалось выписать душевные порывы протагониста, но это вовсе не так! Автор последователен и убедителен, просто он оказался настолько убедителен, что моральный компас в какой-то момент внезапно сбился. Поскольку моя точка зрения - всего лишь одна из многих возможных, вполне допускаю, что другие воспримут «Плакальщика» более однозначно. Однако позвольте: если и герой, и злодей неоднозначны, разве это плохо? Особенно сейчас, когда «серых» антигероев и антагонистов с непростой судьбой пруд пруди. По моему мнению, Игорь Илюшин представил необычный (ведь он ещё чем-то напоминает фэнтези, хотя магией здесь и не пахнет) мирок - часть одной большой вселенной, который достоин дальнейшего раскрытия.

8. Андрей Буторин - Огонёк

Начало Рассказа

После гибели ЮЛА в Мончегорске начинается передел власти. Двадцатипятилетний умственно отсталый Александр не вписывается в бандитские реалии города и решает стать полезным. Он задумывает принести в родной подвал канистру керосина.

Локации: Мончегорск

Рецензия:

Андрей Буторин по праву может считаться одним из стахановцев и пионеров проекта. «Север» вышел ещё в первой десятке книг, а всего в рамках «Вселенной Метро 2033» на счету автора две трилогии и участие в романе-буриме «Перекрёстки судьбы» (ну, и теперь ещё рассказ «Огонёк»)! Мне всегда нравились его добрые, в нужных местах забавные романы о приключениях хороших и немного наивных героев в антураже злого мира. Андрей не изменяет традициям, и его первый рассказ для «Вселенной» написан в той же манере.

Огонёк - это не маленький костерок, как можно сперва подумать, а прозвище главного героя. Разумеется, рыжего. На самом деле его зовут Александр, но чаще его зовут именно Огоньком. Есть и другое прозвище, обидное. Как только сюжет раскрывает подробности о личности Огонька, его становится искренне жаль. Тем не менее, интересно наблюдать, как автор передаёт его мысли - мысли пятилетнего ребёнка, заключённого в четвертьвековом теле. Для авторов это всегда маленькое испытание - выписать повествование через призму юного и не знающего досконально окружающий мир человечка так, чтобы текст остался качественно богатым, захватывающим, а мысли героя не скатывались в карикатуру и бред. Андрей Буторин успешно справился с поставленной задачей. Рассуждения Александра отдают наивом, уместным для такого персонажа, и в то же время наполнены забавными и любопытными наблюдениями.

Весь сюжет строится вокруг лёгкого чувства вины или чего-то в этом роде - тут некая смесь вины, обязательности, ответственности и желания быть полезным, по-моему. Огонёк решает добыть керосин для своего подвала. Делает он это под покровом ночи. Где-то здесь мне показалось, что сюжет повторит «Свою душу - потёмки» Юрия Харитонова и «По ту сторону янтаря» Андрея Гребенщикова, и я думаю, такой ход мне бы зашёл больше. Однако всё хорошее подходит к концу, и, хотя почти до самого финала «Огонёк» мне нравился, финал я принять не смог. И всё же в общем и целом Андрей отлично показал себя в малой форме «Вселенной», и его рассказ столь же прекрасен, как и его полновесные произведения.

9. Дмитрий Манасыпов - Вайнах

Начало Рассказа

В кабаке-дебаркадере «Скрябин», что в Красной Глинке, Морхольд встречается с заказчиком Алексеем «Утиным Носом». Тот просит вызволить из плена сектантов в близлежащем селе рыжую девчонку, дочь главного инженера Курумоча. Пока они обсуждают детали, Морхольд замечает за соседним столом вайнаха-наёмника, который, как выясняется впоследствии, тоже получает задание отправиться в то же село, но по другому поводу.

Локации: Красная Глинка, Шигоны

Следующий Рассказ: Наёмники (ВМ 2033: Холодное пламя жизни)

Рецензия:

Об этом кроссовере говорили давно и с надеждой. Когда впервые выяснилось, что Дмитрий Манасыпов напишет с Шамилем Алтамировым вместе роман, я, как и многие другие (по-моему, даже сами авторы в том числе), был уверен, что повествовать он будет о приключениях Морхольда и Басмача до событий «Дороги стали и надежды» и «Степного дракона». Однако в издательстве настояли на «Стальном острове», мы получили новых интересных героев и, что мне чуточку более важно, как картографу, новые локации.

Тем не менее, тандем не забросил идею в долгий ящик, и вот мы можем наблюдать целых два рассказа - сольных, надо отметить, - о двух брутальных обаятельных типах. Тут я сделаю небольшое отступление и отмечу, что «Холодное пламя жизни» вобрало почти все существовавшие в серии авторские союзы, при этом каждый рассказ - самостоятельная работа отдельно взятого автора. Анна Калинкина, Анастасия Калябина, Вадим Чекунов и все приглашённые (и успевшие написать свои произведения) авторы - большие молодцы!

Честно говоря, я пребывал в уверенности, что роль Басмача в «Вайнахе» (учитывая, что вайнах подразумевает чеченца, и чеченца здесь определённого) будет значительнее, однако рассказ в основном сосредоточен на Морхольде. Ещё здесь есть Ёрш, который мельком упоминался в «Злом Псе» и который может вполне стать главным героем одного из грядущих романов Дмитрия. Такое решение я оценил по достоинству. Всё-таки Басмач - персонаж и в каком-то смысле альтер-эго Шамиля Алтамирова, чей рассказ поставлен дальше по сборнику, поэтому я пока не знаю, что приготовил он. Зато и Морхольд, и Ёрш - достояние Дмитрия, и кто, как не создатель этих персонажей, лучше всего расскажет в своём фирменном стиле о приключениях бравого наёмника на просторах Самарской области!

Мы узнаём новую главу из жизни главного героя половины трилогии «Дорога стали». Чем-то она отдалённо напоминает линию всё с тем же Морхольдом и Дашей Дармовой (у нынешней девицы в беде даже уменьшительно-ласкательная форма имени похожа - Маша), однако написана немного в ином духе. Здесь нет телепатов и безжалостных валькирий из влиятельных орденов, зато есть интересы «летунов» с Курумоча и оголтелые сектанты Богатыря. И вот я думаю, поклонение рыбе - отсылка к грядущей игре «Метро: Исход», или мне кажется? Вот одна богатая на определённые части тела особа - явно отсылка к фильму «Вспомнить всё», которую Дмитрий обыграл, как мне кажется, даже более аутентично, чем в оригинале. По крайней мере, отсылка вписалась органично.

Вообще, всё повествование весьма органичное и закономерное. За поступками Морхольда наблюдать интересно, а его начинающееся взаимодействие с Басмачом безмерно порадовало. Дмитрий вновь с триумфом дал понять, что в малой форме он столь же хорош, как и в крупной!

10. Сергей Чехин - Гордей

Начало Рассказа

В начале 2033 года бойца Гордея выгоняют из общины шуховцев после того, как он едва не убивает внука ректора за попытку украсть ценное НЗ у охранников, и мужчина мирно уходит. Полгода спустя его находит Артур, посланник от шуховцев, и сообщает, что их наставник Яков при смерти. Гордей вспоминает всё то влияние, что командир оказал на него, и решает лично проститься с ним.

Локации: Белгород

Следующая Книга: Свора

Рецензия:

Почему Сергей Чехин, уроженец Белгорода, сразу не написал о родном городе, было известно давно, из интервью с ним. Он успел представить в феврале этого года дебютный рассказ «Не сегодня» о Самаре, спустя считанные три месяца сформировал мини-цикл из «Не сегодня» и романа «Спящий страж». И вот теперь на дворе стоит декабрь, а Сергей вновь вернулся с очередным произведением. На этот раз - о том самом Белгороде.

Шесть лет назад на полки книжных поступила книга «Слепящая пустота» Андрея Чернецова и Валентина Леженды. Несмотря на то, что он целиком и полностью посвящена Харькову, из неё мы узнаём, кому, вернее, чему этот город обязан жизнью. Белгородский ракетный щит спас украинский город, и вопросом времени стало выяснение судьбы самого Белгорода. Что ж, немало воды утекло.

Довольно любопытно, что Сергей не читал почти книг «Вселенной», но при этом имеет грамотное представление о некоторых из них. В этом ему помогает Метропедия - энциклопедия по нашей любимой вселенной. Правда, не могу сказать, заметил ли он тот любопытный факт про ракетный щит, но так совпало, что он защитил не только чужой город, но и тот, в честь которого был назван. Белгород уцелел. Правда, описания указывают на то, что уцелел он необычно - он превратился в музей восковых фигур. И выжившие - словно посетители в этом гигантском музее под открытым небом.

Главный герой проходит обучение в бывшем Технологическом университете, ныне общине шуховцев, по-прежнему возглавляемой ректором (и, бьюсь об заклад, Сергей не преминул добавить собственное камео на эту должность!). Правда, теперь здесь учатся не студенты, а бойцы. Замечание, что здесь собрались те, кто может отличить спусковую скобу от спускового крючка, порадовало внутренней шуткой над собственным ляпом. Однако в целом «Гордей» значительно серьёзнее и печальнее цикла «Спящий страж».

Мозаичная структура не самое удачное композиционное решение, но Сергей постарался использовать его с максимальной пользой, вворачивая флэшбеки туда, где напрашиваются объяснения и пояснения. В результате мы получаем этакий срез знаний не только о главном герое и его месте в постъядерном Белгороде, но также о самом городе. И почти везде важную роль в жизни юноши играет Яков, наставник. Автору удалось передать их связь «учитель - ученик», сделав последние страницы достаточно трогательными. Вышло весьма неплохо, и самое время задуматься о полноформатном романе!

11. Анна Калинкина - Планетарий

Начало Рассказа

Хват считается удачливым сталкером Баррикадной, и молодой Данька мечтает пойти вместе с ним на поверхность. Он не обращает внимания в историях старика Петровича на то, что Хват удачлив, да все его напарники погибают. Однажды сталкер берёт Даньку с собой в Планетарий.

Локации: Москва

Рецензия:

Вот я и добрался до главного рассказа всей антологии «Холодное пламя жизни»! Если обычно рассказы составителя помещали в конец сборников, за исключением прошлого, когда бонуса и вовсе не было, то здесь «Планетарий» Анны Калинкиной затесался аккурат в середине книги. А значит, помимо впечатлений от рассказа, подведу итоги - но лишь промежуточные.

Начнём с предмета отзыва, то есть с самого рассказа. Написан он был для официального конкурса «О чём молчат сталкеры?», но уступил в честной борьбе другому рассказу Анны, «Не ушедшие в Москву». Если тот рассказывал о жителях Орехова-Зуево, то «Планетарий» повествует о старой недоброй Москве. Место авторесса выбрала характерное. Баррикадная пользуется мрачной славой станции, что находится около Московского зоопарка - ныне жутко опасного места. Однако на сей раз, хотя Зоопарк упоминается не единожды, и мы даже лицезрим одного из его обитателей, некого крысоволка, в центре повествования оказывается достопримечательность неподалёку - Планетарий.

Всё повествование меня жутко мучил вопрос: почему Данька продолжал хотеть стать стажёром под началом Хвата, удачливого как Датчанина из «Спастись от себя». Вроде же внимательно слушал Петровича, а всё равно попёрся с ним. Осталось неясным и связь Хвата с «хозяйкой», а «хозяйки» - с его женой, но да мистические мотивы в порядке вещей как в серии вообще, так и у Анны в частности. Финал рассказа, за страницу до того напомнивший «Бесов» Игоря Вардунаса, оказался неожиданным, но почему-то я вздохнул с облегчением, что Анна выбрала именно эту развязку. Оглядываясь на прошлый конкурс, считаю нужным добавить, что тема раскрыта вдвойне. Здесь тайны хранят и сталкер, и начальник охраны. Хорошо, что этот рассказ, пусть и не сразу, но добрался до читателя на бумаге.

Теперь промежуточные итоги. Одиннадцать рассказов прочитано. Десять ждут своего часа. Разумеется, общей темой здесь нет, хотя общие элементы то и дело встречаются. Многим «Холодное пламя жизни» напоминает историей создания «Последнее убежище». Тот сборник, может быть, не считается лучшим, но его успех открыл дорогу как новым антологиям, так и многим новым авторам. Нынешний же сборник, скорее, позволяет судить читателю, каких успехов достигли авторы, вместив интересные находки в малый формат. И плохих работ здесь не найти - редакция и сама Анна в качестве составителя провели кропотливую работу по сбору знамён для формирования новой антологии.

12. Игорь Осипов - Слепой

Начало Рассказа

Молодому Савелию ставят диагноз - гемералопия (куриная слепота). Чтобы оставаться полезным членом общества, юноша ударяется в коммерцию и в один из вояжей натыкается на ушана, который случайно открывает глаза слепышу.

Локации: Москва

Рецензия:

Уже второй рассказ в сборнике, где в основном действует один-единственный герой. В «По ту сторону янтаря» Андрей Гребенщиков сделал ставку на эмоциональные терзания, а в «Слепом» Игорь Осипов дополняет чувства людьми и животными на фоне. В общем-то, есть общее звено между этими работами, однако сколь они похожи, столь и различны.

Мы часто используем в качестве синонима «эмоций» слово «чувства». Здесь же чувства используются ещё и в другом распространённом значении - «мировосприятие». Главный герой, Савелий, страдает от куриной слепоты. К счастью, не знаю, насколько это страшно, но меня бы наличие такой болезни испугало. Савка же ничего, живёт как-то, даже в коммерцию ударился. Тут я не совсем уверен, ту ли дорожку он избрал, в таких делах, по идее, глаз да глаз нужен, но да каждый вертится как может.

Как и во многих произведениях, сюжет резко подхватывает Встреча. Игорь сводит караван со Слепым на борту и то, что навсегда изменит его жизнь. Получилось трогательно, если так можно выразиться. Вся история занимает какие-то считанные страницы и, хотя она не предполагает обязательного расширения, почему-то по завершении захотелось узнать больше. Как воспримут обновлённого парня? Вернётся ли в тот тоннель (вернее, состоится ли новая Встреча)? Хороший рассказ, определённо, что требует продолжения банкета.

13. Виктор Лебедев - Сезон дождей

Начало Рассказа

Двадцать лет назад мародёры, захватившие деревню и поселившиеся в ней сами, изгоняют его прочь. Многолетний быт, страх перед лешими, русалками и каймаками (волками) и наблюдение, что в сезон дождей активность мутантов минимальна, привели к тому, что бандиты стали мирными обывателями, наивно ожидающими спасителя. И однажды по дороге, по которой он и должен прийти, является чужак.

Локации: Московская обл

Рецензия:

Малый объём - ловушка для тех, кто владеет словом и в чьих головах бурлят задумки на целые романы. Чем объём меньше, тем строже должно быть выверено каждое слово, тем больше нужно сказать одной короткой фразой. Пронзительные, как стрела, тексты бьют в самое сердце, в то время как обычные зарисовки оставляют в лучшем случае маленькие укусы.

Второй подряд рассказ довольно скромного объёма и третий, где сюжет крутится вокруг одиночки. На этот раз у него даже имени нет. Только спасителем его зовут - и вот здесь начинаются проблемы. Жители деревеньки верят, что однажды придёт некто, кто их спасёт. Ну, допустим, поверим. Хотя это странно. Обычное жилое поселение, не чета Десяти Деревням из рассказа «Явление святого Эрнесто» Евгения Шкиля, где целой организации понадобился святой революционер.

Вполне допускаю, что изначально рассказ был больше, только при редактировании Виктор повыкидывал все необходимые пояснения, оставив только остов сюжета. Без него, конечно, никуда, но сюжет не существует в вакууме. Если восстанавливать по крупицам информацию, получим, что давным-давно мародёры проредили деревню, выкинули оттуда протагониста и стали жить-поживать сами. Часть прежних жителей выжила, поэтому им и нужен спаситель. Вот только это не сходится с тем, что они спокойно открывают ворота, будучи под неуказанной пятой бандитов. Другая гипотеза: бандиты были или временными, или же остепенились после захвата. А ждут спасителя… потому что хотят жить на всём готовеньком, по старой криминальной традиции. Что-то неубедительно опять.

Короче говоря, при всём умении владеть словом Виктор забыл, как мне кажется, внести необходимые изменения (или зачем-то их выкинул), из-за чего весь сюжет рассыпается, как карточный домик… Гм, есть ещё версия: просто «спасителя» Учитель воспитал маньяком, а бандитов могло и вовсе не быть. Опять коряво. Он же сопротивлялся изначально. Слишком много вопросов, слишком мало ответов.

14. Шамиль Алтамиров - Наёмники

Начало Рассказа

В кабаке-дебаркадере «Скрябин», что в Красной Глинке, Басмач встречается с заказчиком, которому чеченца рекомендовал посредник Хорь. Тот просит передать Иннокентию, второму лицу в секте из близлежащего села, привет от островных. Пока они обсуждают детали, Басмач замечает за соседним столом бородача-наёмника, который, как выясняется впоследствии, тоже получает задание отправиться в то же село, но по другому поводу.

Локации: Красная Глинка, Шигоны

Предыдущий Рассказ: Вайнах (ВМ 2033: Холодное пламя жизни)

Рецензия:

Когда я прочитал рассказ «Вайнах» Дмитрия Манасыпова, я решил, что «Наёмники» продолжат его историю, раскроют, как же зародилась многолетняя дружба Морхольда и Басмача на руинах Димитровграда. Однако эта часть кроссовера оказалась всего лишь рассказом-параллаксом к «Вайнаху», подобно «Тени Эндера» относительно «Игры Эндера».

Всё начинается, что заглавный персонаж рассказа Дмитрия прибывает в Красную Глинку, где ему назначена встреча с заказчиком. Далее следует общая сцена, переданная столь правильно, что я восхитился. Понятно, что Дмитрий с Шамилем - друзья и наверняка выверили всю фактологию с пылу с жару, но чтобы настолько точно передать обстановку с точки зрения другого персонажа - тут нужно быть крайне внимательным.

От моего взора не укрылось, что сперва Басмач воспринимает Морхольда относительно враждебно, однако стоит им перекинуться парой слов, как брутальный чечен понимает, что испытывает приязнь к «коллеге». Довольно быстро, мне показалось, хотя, впрочем, он же его всё равно раньше не знал, так что удивительного, что человек сформировал мнение, не опираясь на первое впечатление?

Хоть я и похвалил Дмитрия и Шамиля за внимание к деталям, меня немного смутило, что Морхольд с Ершом отплыли раньше Басмача и Стерха, а прибыл вайнах раньше и успел покрошить в капусту не одного сектанта. Ну, может, в хорошей компании герои Манасыпова разленились, вот и замешкались. Да и подробности про секту Неспящего слегка запутали: раз уж они рыбе поклоняются, то почему она и четырёхпалого Люцифера заодно олицетворяет?

Так или иначе, как и в случае с «Вайнахом», мы внимательно и с интересом следим, как проникает и делает своё грязное дело товарищ Басмач, а потом появляется Сохатый. Да уж, заказчики вообще не заморачивались с прозвищами! И, раз уж «Наёмники» оказались только лишь параллаксом, я ещё больше хочу роман про становление дружбы Морхольда и Басмача!

15. Ирина Баранова - Охота

Начало Рассказа

Общину в Макарьевском монастыре терроризирует Зверь. За месяц пропало четыре человека, пятого находят с почти оторванной головой. Охотник Макс с благословения матери Манефы и главы Сергея Петровича забирается в разрушенную церковь, чтобы подкараулить монстра.

Локации: Макарьево

Рецензия:

Когда читатель, да и вообще какой-либо среднестатистический обыватель, слышит слово «монастырь», он почти наверняка представляет себе истинно верующих людей, строго соблюдающих правила. По большому счёту, описанная в рассказе община православная, тем не менее, обязательного следования веры ни от кого не требуют, тут есть место и агностикам, и даже нехорошим людям.

Главный герой вызывает симпатию, а под конец - сочувствие. Его история печальна и подаётся так пронзительно, что вызывает негодование поведение его жены. В то же время мы получаем очередное и даже не так что бы новое объяснение вампиризма. Правда, в самом рассказе об этом явлении говорится не совсем прямо, тут орудует Зверь, и единственный найденный труп, если я правильно воспринял описание, не обескровлен (за вычетом крови из оторванной головы).

Ирина любит писать не только и не столько жестокие вещи, сколько выписывать взаимоотношения в семье, между мужем и женой. Если проследить только по её рассказам, поскольку они сольные, что упрощает задачу, мы увидим, что во всех трёх произведениях во главу угла ставятся именно такие отношения (хотя в «Милом друге» не совсем муж и жена, а что-то около). Безусловно есть элемент мелодрамы, но здесь он работает так, как надо. Здесь он уместен и позволяет раскрыть персонажей - порой несколькими точно отобранными словами - максимально убедительно. И это чудесно.

16. Павел Старовойтов - Сказка о сталкере Андрее

Полное Название:

Сказка о славном и могучем сталкере Андрее, о помощнике его Жоре и о событиях на станции Боровицкая

Начало Рассказа

После Боровицкой находят уходящий глубоко шурф, проверить который отправляется сначала отряд сталкеров, а когда те не возвращаются вовремя - их командир Андрей. Он находит логово кукловода, но, сражаясь с ним и подконтрольными монстру зомби, задерживается, и глава СБ Камышев собирается залить шурф бетоном вместе с Андреем, но его останавливает вовремя его подчинённый Жора.

Локации: Москва

Рецензия:

Да уж, если и были раньше в серии длинные названия, то все они смиренно склоняются перед величием заголовка первой пьесы, официально изданной по «Вселенной Метро 2033». Вообще, ещё давно лично Дмитрий Глуховский написал пьесы «Infinita Tristessa», но до книг она так и не добралась.

Пьеса Павла Старовойтова вдохновлена - не знаю, в какой степени, рассказом «Дело сталкера» Андрея Дьякова. Если мне память со склерозом не изменяет, именно «Дело…» легло в основу нашумевшего романа «К свету». И вот теперь - ещё и в необычный формат самой что ни на есть пьесы. Со сценами, действующими лицами и авторскими ремарками.

Довольно сложно оценить материал, который вдохновлён одним произведением и предназначен для воспроизведения в отличном от чтения формате. Если абстрагироваться от подачи, увидим сюжет. Вполне простенький, но неплохой. Разумеется, формат пьесы уменьшает душевные терзания и всё, что остаётся читателю - потенциальному зрителю, - это пропускать через себя эмоционально окрашенные реплики героев. Конфликт выписан достойно, Камышев крепко взбесил, а Жора и Андрей, напротив, вызвали уважение. Павел пошёл на эксперимент и не прогадал. Не могу предсказать, может ли эта пьеса когда-нибудь быть поставлена, но, по крайней мере, такой формат в серии ещё точно не встречался!

17. Сергей Семёнов - Палач

Начало Рассказа

Через двое суток после очередной вылазки мучительной смертью умирает Борода. Болезнь кто-то называет «светофором», а вскоре она поражает всё население убежища. Последние бойцы во главе с майором Сапёгиным (Сапёром) уходят прочь из бункера, но смерть настигает их и на поверхности.

Локации: Свердловская обл

Рецензия:

Мне весьма нравится стиль, который использует Сергей Семёнов. Такое мерное, чуток простоватое (я не сказал простое!) повествование, от строгих в своей абстрактной точности описаний природы незаметно перетекающее в довольно активную фазу. Если прошлые работы выходили достаточно светлыми, то на сей раз Сергей пробует мрак на прочность.

Действующие лица - сплошь военнослужащие. Конечно, возникают вопросы, как они двадцать лет выживали, когда из всех женщин, если верить сказанному, была только жена командира, которая ни с кем больше не сходилась (по крайней мере, намёков на её нечестность автор не оставляет). Если же отбросить низменные, приземлённые вопросы и сосредоточиться на предлагаемом сюжете, мы увидим, в первую очередь, историю мужества, страха смерти (или, напротив, бесстрашия перед ликом её), а также вариацию на тему «дилеммы вагонетки». Или что-то родственное.

Возникают, конечно, вопросы, почему единственным лекарством от «светофоров» военные избрали пулю, не пытаясь найти, пока не поздно, нелетальное решение. Врач там всё-таки был, но быстро кончился. Что ж, они могли быть стеснены в средствах исследования. Вспоминается «Эдем в аду» Анеты Паздан, где целая станция подверглась неизлечимой эпидемии, но здесь, по-моему, всё ещё мрачнее, как в концовке фильма «Живое».

Хороший язык, приковывающий к себе внимание сюжет и мрачная тональность - всё это позволяет назвать рассказ замечательным, хотя мрачные истории я, увы, недолюбливаю. И в очередной раз скажу, что по-прежнему жду «Цену свободы», где Сергей наверняка разгуляется на полную!

18. Алексей Доронин - Старая шахта

Начало Рассказа

Из-за обвала в подвале онкологического отделения жителям больничных подвалов не хватает на зиму угля, поэтому Главный посылает Михалыча, Серёгу Лыкова и Руслана Баранова в угольную шахту «Карачумышскую».

Локации: Кемеровская обл

Рецензия:

Неофициальный конкурс рассказов «Время сильных», проведённый активом группы авторов «О чём рассказывают сталкеры», прошёл мимо меня, однако по-настоящему заинтересовал одного из авторов проекта, незадолго до того как раз выпустившего в рамках серии роман «Логово». Так появился рассказ «Старая шахта».

Первое, что, конечно же, бросается в глаза, - место действия. Если «Логово» Алексей поместил в антураж хоженого-перехоженного региона, хотя и в доселе неисследованный район, то «Старой шахте» он отдал в распоряжение собственный край. Кемеровскую область, Прокопьевск. Это, на секундочку, далеко в Сибири! А мечта моя, как картографа, как раз в том, чтобы авторы описывали этот огромный участок Земли, ну, и про другие «белые пятна» не забывая.

Что касается героев, здесь безусловно главную скрипку играет Михалыч, или Сиделец. Мужчина, повидавший жизнь не только со стороны «витрины», но и нюхнувший её на Зоне. Человек, однако, неплохой, а весьма рассудительный и храбрый. Отличный образ, в равной мере прекрасно вписавшийся что в рамки народного конкурса, что в рамки всей «Вселенной». Обычно таких любят ставить на руководство в постъядерной общине или хотя бы отрядом сталкеров, солдат или каким-то ещё боевым соединением, а ещё называть просто «Дедом». Сиделец к власти не рвётся, молодых наставляет, правда его жизни проста и понятна. Такому человеку всё нипочём - хоть гражданские авторитеты, хоть мутанты.

Животный мир Прокопьевска и окрестностей описан не то что бы богатым, но даже при таком малом объёме автор ухитряется дать обоснование, откуда и как могли произойти эти создания. Такие детали делают описываемый мир более реальным и убедительным, так же, как хорошо прописанные характеры вдыхают жизнь в сюжет. Алексей преуспел на обоих направлениях, представив крепкую работу. И, как я понял, именно его «цыпы» и «коробка» администрации Карачумышской шахты легли в основу обложки всего сборника.

19. Ольга Швецова - Рождение героя

Начало Рассказа

Группа сталкеров во главе с начальником охраны Владимиром Львовичем Артамоновым отправляется на зачистку гнездовья синяков - синекожих ящеров, сильно расплодившихся к лету. Параллельно подаётся история пятнадцатилетней давности, как юный тогда Андрей Градов вместе с земляками уходил в Москву.

Локации: Москва, Московская обл, Тверская обл

Рецензия:

Этот рассказ участвовал, как и несколько других из этой антологии, в конкурсе «О чём молчат сталкеры?». Поскольку конкурс был анонимный, читатели, буде у них такое желание, угадывали авторство текстов. Иногда успешно, особенно в случае с «Шейменом», когда все, только начав читать, в единодушном порыве признали в нём руку мастера, то бишь Андрея Гребенщикова. А вот Ольгу, по её же словам, так никто и не узнал.

Действительно, довольно трудно узнать в истории Юрки Зверева, а уж тем более Андрея Градова, почерк Ольги. Если бы имя не было указано на обложке, я бы предположил, что это Виктор Лебедев с тверским аналогом Андрея Гребенщикова постарались, столь отличается «Рождение героя» от предыдущих работ Ольги. Тем не менее, когда карты на руках краплёные, начинаешь подмечать мелкие детали. Есть за Ольгой такой, как мне кажется, грешок, от которого рекомендуют избавляться, как излишнее использование многоточия. Неуверенность и загадочность нужны довольно дозированно. Ольга временами не контролирует этот свой маркер, но в рассказе многоточий мало, правда, они-то как раз там необязательны. Читая с нужной интонацией, именно на таких фразах я и узнавал авторессу в таком необычном для неё, как ни крути, тексте.

Вообще, рассказ получился немного недосказанным и, хотя я правильно распознал главного героя курсивных флэшбеков, тексту не хватает точности. Этим грешат многие авторы, когда из крупной формы впихиваются в малую. Но Ольга-то начинала с рассказов! Это и печалит. Притом, что сам рассказ неплох, он отнюдь не невнятен. Мы ясно видим две истории - о столкновении с ящерицами-синяками и об исходе из-под Твери.

Кстати, можно считать, что этот рассказ - первый в библиографии Ольги, написанный сольно не о Москве или Подмосковье. Точнее, не только о Москве и области. До этого она написала в соавторстве с Андреем Гребенщиковым «Спаси и сохрани» о Екатеринбурге, а сейчас редактирует роман «Аркаим» Дмитрия Блинова о Челябинске и области. Это хорошая тенденция. Замечательно, когда авторы не стоят на месте, в смысле начинают писать о разных локациях. Даёт больший простор для фантазии, новые горизонты для творчества. Надеюсь, Ольга ещё представит иные работы, происходящие за пределами Центрального региона.

20. Станислав Богомолов - Безбожники

Начало Рассказа

Несколько детей в христианской общине заболевает бронхитом. Чтобы дать им духовную надежду, отряд добытчиков посылают в район безбожников, где в одном из храмов есть икона Святого мученика Пантелеймона. Группа ожидаемо попадает в засаду, и оттуда выбирается только один Ян, позже рассказывающий отцу Андрию, с каким трудом достал икону.

Локации: Курск

Рецензия:

Конкурс «О чём молчат сталкеры?» длился около трёх лет. За этот срок набралось более сотни работ, а в печатный сборник попало всего двадцать два. Логично предположить, что все остальные - мусор или неформат, поэтому и не удостоились места в антологии. Однако не раз и редактор, и авторы признавали, что некоторые рассказы не вошли в состав сборника по соображениям объёма и сочетания друг с другом. Многие достойные работы остались за кадром и тихо ждали своего шанса. Ряд из них его дождался.

«Безбожники» Богомолова - один из рассказов, написанных для четвёртого конкурса. Станислав тогда вообще много чего понаписал, однако в итоге дебютировал с одним-единственным «Оборотнем», напрямую связанным с давно ожидавшимся романом «Гордиев узел», первая половина которого благополучно вышла за два месяца до новой антологии. В отличие от уже опубликованных произведений, нынешнее повествует не о родной для автора Москве, а о далёком Курске, где Станислав, в силу большой любви к путешествиям и внимании к истории посещаемых мест, бывал и собрал достаточно впечатлений и материалов, которые вылились в полноценный рассказ.

Во многом «Безбожники» сродни рассказу Рафала Гурняка «Я не верю в Бога» - самому первому произведению о Польше из мира «Метро». Только если там главные герои происходили из общины Рационалистов (сиречь тех же безбожников), а Паписты (христиане католической ветви) откололись от них, после чего значительно усилились, и начались боестолкновения, приведшие в результате к главному бою для обеих группировок, то здесь всё ровно до наоборот и с поправкой на российские реалии. И ещё финалы совершенно разные. Масштаб у Станислава поменьше будет, зато позволяет раскрыть неоднозначность христианской (да и атеистической, наверное) верхушки.

Что не понравилось, так это карикатурность атеистов. У Станислава они показаны с не слишком притязательной стороны, как будто все нормальные неверующие вымерли. Хотя реплики бородача-безбожника немного противоречат действиям их организации. Да, чуток свысока, однако вполне осмысленно и честно. В отличие от солгавшего им и солгавшего отцу Андрию главного героя.

Впрочем, оторвёмся от показанных взаимоотношений - вон, в Калуге две общины убивают друг друга, играя год за годом в захват «флага», - и выделим посыл всего рассказа. Как ни странно, он полностью перекликается с тем, что ищу я в книгах «Вселенной». Надежда. Важное чувство - везде и всегда. И Станислав умело показал, что оно порой важнее всего на свете.

21. Сергей Антонов - К вопросу профпригодности

Начало Рассказа

В тоннеле у заброшенной станции отец Даниил и агностик Григорий, его проводник, спорят о необходимости и прочности веры. Позади угодья мутантов, впереди опасный тоннель, а дальше - жилые станции, куда направляется священник, чтобы проповедовать православие. Нападение руконогов раскрывает истинные точки зрения собеседников.

Локации: Москва

Рецензия:

Завершает «Холодное пламя жизни» рассказ ещё одного пионера серии, с которого, можно сказать, и началась серия. В том смысле, что Владимир Березин, конечно, был первым, но только вторая книга делает серию серией, а не просто книжкой с уникальной обложкой. Есть что-то гармоничное в том, что Шимун Врочек, параллельно с предыдущей антологией выпустивший долгожданный «Питер-2», открыл этот сборник своим рассказом, а Сергей Антонов, в прошлом году как раз закончивший вторую трилогию, его закончил.

Подумать только, я читал этот рассказ ещё на конкурсе «Свет или тьма в конце туннеля?»! Это было шесть лет назад. За эти годы я закончил лицей, добрался до последнего курса университета, а проект расширился до сотни с хвостиком книг аж в двух линейках, не считая польского филиала. Такой приятный привет из прошлого, удивительно филигранно размещённый рядом с рассказом Станислава Богомолова «Безбожники» о приключениях христиан.

Как мне кажется, тема веры, поднятая в этом рассказе, обыграна значительно грамотнее и убедительнее, чем в «Безбожниках». Здесь есть место небольшому противостоянию истово верующего отца Даниила и проводника-агностика Григория с этаким ницшеанским мировоззрением («если Бог и был, он умер»). Обстоятельства, своевременно подброшенные автором, показывают, кто на самом деле верит, а кто эту веру подкрепляет делом. Рассказ в равной мере тяготеет и к свету, и ко тьме, но главное - он позволяет читателю увидеть, чего стоит поговорка «На Бога надейся, а сам не плошай».

Аудиокниг Нет

Авито
×