Вселенная Метро 2033: На краю пропасти

Метро 2033: На краю пропасти

Карта

Автор

Юрий Харитонов

Номер Выхода

78

Дата Выхода

Май 2017 года

Буква

С

Локации

Владимирская обл, Московская обл, Москва

Приквел-Рассказ

Своя душа - потёмки (ВМ 2033: Холодное пламя жизни)

Следующая Книга

Метро 2035: Приют забытых душ

Переплет

Мягкий

Кол-во Страниц

352

Метропедия

- дебютный роман Юрия Харитонова, написанный в рамках «Вселенной Метро 2033». Первый роман цикла «Эра безумия».

О Книге:

Аннотация

Все началось, как всегда. Разумеется, они хотели помочь. Разумеется, верили в свои силы, свой ум, свою великую миссию - и в свое право вершить чужие судьбы. Ведь что может быть важнее после ядерного Апокалипсиса, чем подарить человечеству возможность подняться из тесных бункеров и убежищ к солнцу? Не бояться радиации, свободно дышать отравленным воздухом? Вернуться в свои покинутые дома? Тем более, что ничего особенного и делать-то не пришлось - нужно было всего-навсего активировать уже существующий ген, тысячелетиями спавший внутри генома человека.

Как всегда, они ошиблись. Путь назад, к цивилизации и к прежней жизни, вел по краю пропасти. Той самой, куда так легко сорваться, утянув за собой остатки выживших в Последней Войне…

От Глуховского

Казалось бы - мир уже уничтожен, а дни выживших сочтены. Но всегда найдутся те, кто способен ухудшить и без того безнадежную ситуацию. Те, кто своими действиями толкает уцелевшие остатки человечества в пропасть. И противостоять им вынужден озлобленный человек, утратиивший веру в людей. Разгадка этой парадоксальной ситуаци - в книге «На краю пропасти» Юрия Харитонова.

Критика

Леонид Добкач Пишет:

Те, кто читал «Метро 2035», помнит, что, будучи в Балашихе, Артём встречает путешественников из Мурома. Дальше происходят довольно неприятные, но важные события, и они находят своеобразное отражение у Юрия, но главное, что первым автором, кто открыл Владимирскую область, стал Дмитрий Глуховский. Родоначальник всея «Вселенной».

И вот спустя два года выходит роман «На краю пропасти», большая половина которого происходит аккурат в том же регионе. Однако Муром здесь не упоминается, а есть Юрьев-Польский в другом конце области. Но люди и здесь живут за монастырской оградой и стараются жить, как могут. Юрий Харитонов неоднократно утверждал, что подобная схожесть случайна, но именно в этом романе впервые по-настоящему ощущается дыхание московской безысходности из «Метро 2035».

Тем не менее, главными темами семьдесят восьмой книги проекта я бы назвал генетические конфликты и смерть. Автор планомерно раскрывает обе проблемы на протяжении всего сюжета, они находят отражение и в названиях романа Юрия и моей рецензии. Всё начинается около города Юрьева-Польский, коему посвящена вся первая часть. Такой приём - как следует описать первую локацию, а затем устроить путешествие на оставшийся объём - нормальная практика. Какой-то год назад он был использован Игорем Вардунасом в «Пути проклятых», и я считаю, что подобный подход добавляет качества и ясности описываемому миру.

Есть люди, которые любят бытовые описания, другим же, коих, боюсь, большинство, подавай пострелушки с погонялками. А когда автор берётся за описание событий в отдельно взятом месте, не отвлекаясь на отдалённые места, очень легко скатиться в бытовуху. Харитонов в этом плане доказал, что умеет быть верным сюжету. То есть мир за стенами Михайло-Архангельского монастыря благополучно раскрывается, но делается это в связке с активными действиями. Читателю не дают заскучать. Всё время происходит что-то интересное и яркое.

В центре сюжета стоят пришлый военврач Игорь Потёмкин, рогатый юноша Ярослав и, в меньшей степени, пережившая тяжёлые времена красавица Ольга. Есть и другие важные персонажи, но конкретно каждый из этих во всех описанных поселениях попадает так или иначе в передрягу. Начнём хотя бы с Яроса, вынесенного на обложку, что вызвало столько толков, пересудов и даже переделку. В родном поселении его рога - камень преткновения. Как в подольском Убежище у Рината Таштабанова в «Обратном отсчёте», мутантов здесь не любят, и стараются от них избавиться. Яру повезло, что его отец был важным человеком, и его не убили. Но важно другое: налицо тот самый генетический конфликт, о коем я упоминал выше. «Чистое сияние ксенофобии» вызывает праведное негодование и закономерное сострадание к юноше.

Но в той же, юрьево-польской, части зарождается и другой генетический конфликт, гораздо более глубокий, мрачный, жестокий и жуткий. А, и научно сложный. Подобное реализовала Мария Стрелова в «Изоляции», но у Юрия Харитонова получилось даже лучше. В «На краю пропасти» показаны не ничего не ведающие потребители сомнительного вещества, а люди, ответственные за создание полновесного РНК-вируса, что должен был сделать людей невосприимчивыми к радиации. Насколько расписанные сведения соответствуют истине, я сказать не берусь, но выглядят достаточно правдоподобными. И от того сильнее пробирают до костей.

Вот этот второй генетический эксперимент запускает тёмную сюжетную линию, кровавой дорожкой тянущуюся до Москвы. Обречённые на гибель поселения встречаются на пути героев, и хотя все они показаны в той или иной мерой даже более отвратительными, чем режим Воеводы в Юрьеве-Польском, на их долю выпадает самое тяжёлое испытание в жизни - её конец. И каждый раз я переживал не только и не столько за персонажей, сколько за судьбу поселений. Но мне простительно, я всё-таки картограф. Впрочем, и другие тоже не смогут не проникнуться той надвигающейся безнадёгой, что расползается трупным пятном из Юрьева-Польского.

Я уже упоминал, что «На краю пропасти» имеет важную связь с «Метро 2035» - большую, чем просто локации в открытой им области. Эта связь логично завершает раскрытие задействованных Юрием тем. Роман вышел мрачным, местами вызывает отчаяние и нагоняет жуть, но в то же время в нём есть место и свету. Ибо даже яростный постъядерный мир должен нести в себе толику прекрасного. Юрий Харитонов не забыл про это. Он написал качественное яркое произведение, что не оставит читателей равнодушными и, может быть, заставит задуматься о том, насколько тонка грань между жизнью и смертью, и как важно на ней удержаться.

О карте: «Впервые мы познакомились с локациями Владимирской области в „Метро 2035“, где упоминался Муром. И вот вышел роман, не только связанный с третьей частью оригинальной трилогии, но и повествующий более подробно о соседней с Московской области. Однако отмеченные поселения отвечают духу названия. За их судьбу вам ещё предстоит переживать! А для этого спешите в книжные!»

Ссылки на рецензии и отзывы на книгу на разных сайтах:

Рецензии на Лабиринте
Отзывы на Литресе
Обсуждение ВК

Аудиокниг Нет

Авито
×