Вселенная Метро 2033: О чём молчат выжившие

Метро 2033: О чём молчат выжившие

Автор

Вячеслав Бакулин

Номер Выхода

87

Дата Выхода

Февраль 2018 года

Буква

Т

Локации

Москва, Московская обл, Брянская обл, Ивановская обл, Владимирская обл, Краснодарский край, Якутия, Омск, Екатеринбург, Самара, Самарская обл, Алма-Ата, Ленинградская обл, Псков, Украина: Луганск

Предыдущий Сборник

Метро 2033:
Сказки апокалипсиса

Следующий Сборник

Метро 2033:
Холодное Пламя Жизни

Переплет

Мягкий

Кол-во Страниц

320

Метропедия

- четвёртый сборник рассказов различных авторов в серии под редакцией Вячеслава Бакулина. В сборник было включено двадцать два рассказа.

О Книге:

Аннотация

Герои нового мира нередко рискуют жизнью ради того, чтобы накормить и защитить остальных. Когда они возвращаются из походов, встречающие жадно слушают их истории о невероятных приключениях, сражениях с мутантами. Но есть вещи, о которых те, кто уцелел в смертельных вылазках, не рассказывают никому. Авторы Вселенной "Метро 2033" попытались ответить на вопрос - о чем же молчат выжившие? Итогом стали истории, которые и вошли в этот сборник - увлекательные, иногда забавные, чаще - страшные.

От Глуховского

Появление нового (уже четвертого) сборника окончательно закрепляет нашу добрую традицию. Позади волнение, нелегкие условия конкурсной борьбы, ожидание вердикта жюри. Лучшие из лучших рассказчики, бывалые и новички, не только расширяют границы Вселенной Метро. Они привносят в нее самое ценное - дух борьбы и право победителей

Критика:

Раскрыть


Отзывы от Леонида Добкача из поста Вконтакте, если не написан другой автор.

Рецензия О Сборнике В Целом:

Наконец весь сборник рассказов прочитан. Вот не люблю я их. Но не потому, что плохие, неинтересные и всё такое, а потому, что хочется рассмотреть как следует каждое произведение антологии. А из-за этого постоянно спотыкаешься при движении от одной корки до другой.

Можно проследить, что я почти не ругал работы, а если и отмечал какие-то недостатки, в итоге «почему-то» оценивал их как минимум неплохо. Они были написаны хорошим языком, вызывали эмоции, в основном положительные, и оставляли приятное послевкусие. Желаемый Вячеславом полифонический оркестр грянул как по нотам, и в этом безусловно заслуга Бакулина, как составителя. Его прощальный поклон получился действительно запоминающимся.

Тема, которую раскрывали участники конкурса «О чём молчат сталкеры?», мне с самого начала казалась более сложной и узкой, чем «Свет или тьма в конце туннеля?» и сказки апокалипсиса. Авторам пришлось изрядно потрудиться, чтобы выдать то, чего ожидал (или не ожидал, но оценил) составитель. Настолько изрядно, что даже пришлось второй тур организовывать. Но результат того стоил. На выходе получилось двадцать два в основном разных способа раскрыть заявленную тему, и я поражаюсь тому, как это у них получилось. Впрочем, только нескольким авторам повезло увидеть сразу несколько своих работ в составе антологии, так что ничего удивительного в таком многообразии нет. Как известно, сколько людей - столько и мнений. И каждое из напечатанных - лучшее в своём роде.

Могу ли я назвать «О чём молчат выжившие» лучшей антологией «Вселенной»? Их же на самом деле восемь, вместе с польскими. Наверное, всё же могу. Тут не так много тьмы, мало работ выносят мозг (если вообще пытаются), зато полно относительно добрых, заставляющих задуматься и просто красивых произведений, что приятно читать. Авторы и редактор-составитель - большие молодцы. Рад, что трёхлетняя эпопея с составлением сборника успешно подошла к концу. Это отличный финальный аккорд, что ни говори. Но теперь ВСЯ надежда на романы!


Ссылки на рецензии и отзывы на книгу на разных сайтах:


Рецензии на Лабиринте
Отзывы на Литресе
Обсуждение ВК

Все Рассказы В Книге

1. Сергей Шивков - Капитан Лавров

Раскрыть

Начало Рассказа

Пожилой журналист Аркадий Леонидович вместе с помощником, сержантом по имени Володя, возвращаются на станцию Проспект Маркса из экспедиции по Красной Линии. Целью экспедиции было выяснить подлинную биографию капитана Андрея Дмитриевича Лаврова, героя этого сообщества.

Локации: Москва

Рецензия:

Долгожданный четвёртый сборник рассказов открывает стахановец последних двух официальных конкурсов - Сергей Шивков! И тут же возвращает нас в привычное Московское метро, на Красную Линию.

Сюжет выстроен таким образом, что читатель постепенно погружается в историю. Сначала нам представляют главных действующих лиц: старого журналиста Аркадия Леонидовича и его помощника сержанта Володю. Затем выплывает предмет их исследования, вернее, исследования Аркадия Леонидовича. Нам рассказывают подлинную историю капитана Лаврова. История раскручивается виток за витком, и мы вместе со слушателем с интересом за ней наблюдаем.

Легко забыть при таком размеренном, но цепляющем сюжете о том, почему мы читаем данный рассказ в данном сборнике. Тема раскрывается тогда, когда о ней напрочь забываешь, и это довольно хорошо, с одной стороны: можно спокойно наблюдать за тем, что происходит на страницах рассказа. В то же время на миг может создаться впечатление, что автор тоже поздно спохватился. Но лишь на миг. Потом такое впечатление рассеивается под весом убедительной последовательности событий. В итоге мне вспомнился рассказ «Четвёртый туннель» Павла Наскрента из антологии «Шёпоты убиенных», который тоже посвящён интригам «красных».

Получившийся результат мне понравился. Рассказ успешно открывает череду победивших работ, успешно раскрывает тему (причём после него становится понятным и решение, почему издание в последний момент переименовали в «О чём молчат выжившие» вместо «…сталкеры») и даже вносит в мир «Метро» новые детали.

2. Евгений Шапоров - Не всё потеряно

Раскрыть

Начало Рассказа

Капитана Красной Линии Дмитрия Маслова и гауптштурмфюрера Четвёртого Рейха Алекса Кальтера берут в плен сатанисты. Не дожидаясь гибели, Алекс убеждает идеологического оппонента помочь сбежать вместе.

Локации: Москва

Рецензия:

Хочу отдать должное редактору-составителю: поставить один рассказ, затрагивающий идеологию, за другим мне показалось идеально верным решением. Даже сперва решил, что будет что-то близкое к «Капитану Лаврову» по сюжету, однако дебютное произведение Евгения Шапорова оказывается совсем другим и о другом.

Сюжет довольно прост и незамысловат, однако оставляет после себя ряд мыслей и хорошее послевкусие. Одной из таких мыслей стал вопрос, почему первым отбросил идеологические разногласия именно фашист, а не коммунист? Да, он говорит, что хочет выжить любой ценой, однако, быть может, автор хотел показать Алекса Кальтера (в миру Алексея Морозова) более беспринципным / менее принципиальным, чем его оппонента-сокамерника?

Ещё одна мысль подана самим текстом и вселяет надежду на светлое будущее. Хочется верить, что то, что произошло на страницах рассказа, возможно и в реальности.

Тема же на этот раз раскрыта менее неожиданно, чем в предыдущем рассказе. И такой подход я тоже счёл отличным. Я бы задался вопросом, как это сделают другие, но уже прочитал треть сборника и в общих чертах знаю ответ. Могу лишь добавить, что дебют у автора получился достойным, хотя и не слишком головокружительным, и желаю ему дальнейших успехов на литературной стезе.

3. Дмитрий Панов, Артём Степанов - Взаперти

Раскрыть

Начало Рассказа

Спартанца Андрея всячески пытает палач, чтобы вызнать, кто стоит за диверсией на Баррикадной. Однако вместе с пытками он вырывает воспоминания бойца.

Локации: Москва

Рецензия:

Для начала выскажу возмущение тому, что Дмитрий Панов - полноценный соавтор Артёма Степанова - оказался обделён указания своего имени в сборнике, потому считаю нужным не забывать, что «Взаперти» - именно соавторская работа, а не одиночная.

Мы всё ещё в Московском метро, и это начинает немного приедаться. К счастью, смена локаций происходит уже в следующем рассказе, а здесь же мы имеем дело с очередной маленькой историей из хоженой-перехоженной части мира «Метро». Ну-у, возможно, не совсем маленькой, диверсия же произошла, правда?

При всех достоинствах текста (мне понравилась яркость описаний и переживаний) я поймал себя на том, что мне не хватает конкретики. Может, я невнимательно читал, а может, авторы обозначили несколько размыто, но отличить правду ото лжи, реальность от иллюзии я немного затрудняюсь. Был ли палач? Какие воспоминания истинные? И во что диверсия Андрея, если случилась на самом деле, вылилась?

В очередной раз тема раскрывается с новой стороны, и на этот раз более мрачно, более жёстко, как мне кажется. Сказать, что я в восторге, не могу, но и плохого сказать нечего.

4. Андрей Гребенщиков - Шеймен

Раскрыть

Начало Рассказа

Высокий человек в офицерской форме - глава Общины - просит Шеймена помочь охотникам на мутантов. Тот нехотя соглашается. Нехотя - потому что в прошлый раз ему не отозвалась его стихия (Океан), и весь отряд полёг. Сомневающийся в своих силах, Шеймен всё-таки ведёт новый отряд из тринадцати человек к логову сомнамбул.

Локации: Екатеринбург

Предыдущая Книга: Метро 2033: Сёстры печали

Следующий Рассказ: Квартира 41 (Метро 2033: Сумрак в конце туннеля)

Рецензия:

Андрей Гребенщиков стал мастером рассказа задолго до того, как выпустил свой дебютный роман. Его заметили именно благодаря коротким историям на ныне заброшенном портале серии. С тех давних пор автор прошёл долгий путь от осторожного новичка, любящего выписывать мистику, до вполне уверенного в себе мэтра, на счету которого пять романов в серии, два из которых в соавторстве, и целая куча рассказов не только в рамках «Вселенной», но и в рамках линейки «S.W.A.L.K.E.R.». Жаль только, к перу Андрей возвращается теперь крайне редко…

Шеймену повезло глазеть на читателя с обложки, и рассказ о нём по-любому занимает особую позицию в антологии. Андрей верен себе, и без загадок и мягкого заигрывания с читателем не обходится. Находится место и родному городу автора - Екатеринбургу. Ну да, там же происходят действия «Шеймена», скажете вы. Ну-у, есть некоторая разница между использованием локации и её раскрытием. Авторы предшествующих московских историй почти не показывают столицу России, сосредотачиваются исключительно на историях придуманных ими персонажей. Это хорошо, не спорю, но то, что Андрей не забывает показать постъядерную версию столицы Урала, то, КАК он это делает, вызывает восхищение. Я бы даже сказал, в этих не слишком пространных, но ярких описаниях разрушенных микрорайонов автор признаётся в любви к своей малой родине, и это же чудесно!

Вернусь к персонажам. Было бы к кому… Их тут одна штука на самом деле. Есть только Шеймен, чья личность почти не раскрывается, но интересное мы о нём узнаём. Да, там ещё есть четырнадцать персонажей, из которых двенадцать играют просто массовку, но их благополучно затеняет одарённый немой из Пояса Щорса. Само олицетворение конкурса прямо-таки!

Не берусь назвать рассказ самым лучшим в копилке Андрея Гребенщикова, но он безусловно не лишён его стиля, шарма, почти незаметных ноток юмора и отлично заметной атмосферы, ореола мистики, чем сам Андрей и окружил свой родной город.

5. Ирина Бакулина - Венерина мухоловка

Раскрыть

Начало Рассказа

Группа сталкеров из Карачева пробирается в Брянск в обход Хацуньской аномалии. Путь их лежит через городок Белые Берега. Однако вскоре выясняется, что здесь обосновались мутировавшие мухоловки, которые не прочь перекусить и человеком.

Локации: Брянская обл

Рецензия:

В отличие от многих других авторов Ирина Бакулина смело описывает поселения, никогда ранее не встречавшиеся в серии. Действительно, какой смысл топтаться в Москве, когда целый мир ещё толком не описан?

Спокойный поначалу рассказ довольно быстро превращается в гонку за выживание. Ирина не стремится устроить на страницах своего текста кровавую баню, однако жутких сцен в её арсенале найдётся достаточно, чтобы ясно стало, что мир «Метро» не то место, где можно спокойно прошвырнуться от одного населённого пункта до другого.

Тема раскрыта довольно любопытно. С одной стороны, тайна кладётся на плечи человека, но, с другой стороны, есть ещё один вариант, неожиданно раскручивающий леденящую кровь истину об описываемом посёлке. И если я прав на этот счёт, так раскрыть тему ещё никто не решался, и это особенно круто!

6. Станислав Богомолов - Оборотень

Раскрыть

Начало Рассказа

Заключённого по ложному обвинению в убийстве графа Снегиревского акустика Александра Кущева освобождают, чтобы тот помог снайперской группе убить оборотня, который начал орудовать в районе деревни Рычково.

Локации: Московская обл

Следующая Книга: Нити Ариадны

Рецензия:

Так, блин, где «Гордиев узел»?!

На самом деле я весьма рад, что Станислав Богомолов вышел из сумрака (не того, который в конце туннеля, а вообще) и дебютировал, наконец, под собственным именем. Единственный прошедший в итоговый состав его рассказ крепко связан с пресловутым «Гордиевым узлом», одним из самых ожидаемых мной долгостроев «Вселенной Метро 2033». А ведь больше о Москве я других произведений и не жду, пожалуй…

Можно сказать, «Оборотень» - это демо-версия «Гордиева узла». Во вселенную официально вводится задуманный Станиславом Форпост, а в одном из абзацев обозначается то, что наверняка будет в романе. Вообще, кое-какие пояснения выглядели немного не к месту, но лично я не имею морального права ругать за это автора, ибо сам грешу подобным в собственных текстах, подчас забывая о том, «ради чего мы все здесь собрались».

Работа Станислава Богомолова в музее-подлодке даёт о себе знать, и мы получаем героя-подводника, когда-то в детстве впечатлённого рассказом экскурсовода о гидроакустике. Поначалу мне было непонятно, за что сидит такой уважаемый человек и чем он может пригодиться, но автор раскрывает карты только тогда, когда нужно, что мне пришлось по душе.

Финал уже традиционно оставлен для раскрытия темы, и вновь очередной автор делает это по-своему. На этот раз даже хочется заглянуть дальше, узнать больше. Может быть, в «Гордиевом узле» мы снова встретимся с Санычем? Стас, мы ждём, мы ждём!

7. Ирина Бакулина, Игорь Вардунас -

Раскрыть

Начало Рассказа

Отряд петербуржцев под началом Флинта плывёт на остров Большой Тютерс, где, по словам проводника Нестора, загадочная аномалия восстановила оружие прошлых десятилетий. Однако вскоре выясняется, что аномалия не так безобидна, как описал её Нестор.

Локации: Финский залив

Рецензия:

Когда было объявлено, что «Тютерс» попал в сборник, я бегло просмотрел выложенный текст, и глаз закономерно зацепился за мощные отсылки к первым двум книгам Андрея Дьякова. Естественно, я подумал, что вернулся тройной золотой призёр ЛКВ. Однако я немного ошибся, но раскрывшимся соавторам рад не меньше (а может, даже больше; их, в конце концов, двое!).

Наверное, прочитай я на конкурсе рассказ сразу и тщательно, до «срывания масок», я бы заметил, что «Тютерс» подозрительно смахивает на «Венерину мухоловку». Опять кто-то куда-то тащится, в главной локации большая загадочная аномалия, которая всячески пытается убить путников… Короче, догадаться можно было, что автор у двух произведений один. Как минимум, отчасти. Возвращение Игоря Вардунаса стало для меня приятной неожиданностью. Зато он наконец-то написал о местах поближе к дому, пусть и не в одиночку.

По предыдущему абзацу можно подумать, что Ирина Бакулина, пусть и в компании с Игорем, не стала заморачиваться, и тему раскрыла так же, как в «Венериной мухоловке». А вот и нет! На этот раз размах поменьше, зато эффект мощнее. Идея оказалась внезапной и не слишком приевшейся, зато позволила сделать симпатичную закольцовочку, только укрепившую сюжет. Здорово, одним словом! (Ещё бы поменьше крови…)

8. Сергей Чехин - Не сегодня

Раскрыть

Начало Рассказа

Егор Ежов узнаёт, что в музее Толстого до войны спрятали какие-то запасы. Вместе с товарищами, Пахомом и Коброй, он отправляется туда. Тройка обнаруживает множество боеприпасов, которые могут резко переломить ход войны Города и Безымянки, у которой как раз настало время шаткого мира. Ежову приходится принять тяжёлое решение.

Локации: Самара

Спин-Офф: Свора

Следующая Книга: Спящий Страж

Рецензия:

Больше всего до сих пор удивляет, что автор основывался не на романе «Безымянка» Сергея Палия, а на разборе оного в Метропедии. Даже не знаю, хорошо это или плохо, но, как показывает моя не слишком идеальная память, очередному дебютанту сборника удалось не переврать, а более чем аккуратно дополнить существующую картину мира.

Единственное, что смущает во всём рассказе, - его время действия. Насколько я помню, то самое перемирие наступило, но совсем ненадолго. Предположу, ссылаясь на всю ту же не слишком идеальную память, что действие рассказа умещается как раз незадолго до торжественного открытия нормального сообщения между Московскими, что определило судьбу всего метро.

Так или иначе, всё крутится вокруг войны Города и Безымянки, и мне сильно понравилось то, как автор всё обставил. Тема раскрывается нетопорно, без примеси мистики (ну, разве что совсем чуть-чуть, да и то к делу не относится) и замечательно стройно укладывается в повествование. Да, решение вышло хлёстко-жестоким, но в перспективе всё вылилось бы в гораздо более мрачные события, чем описаны в первом романе о Самаре. Тёзка Палия отлично раскрывает заданную тему и напоминает о цене мира, а это дорогого стоит.

9. Ирина Бакулина - Красное на чёрном

Раскрыть

Начало Рассказа

Девушка Бука пытается справиться со своей тёмной стороной личности в образе маленькой девочки, чтобы успешно участвовать в исследовательских вылазках за пределы Алматы. Она ещё не знает, что тайны скрывает не только она.

Локации: Алма-Ата

Рецензия:

Какова ирония судьбы! Именно этот рассказ, насколько я помню, Ирина отправляла в первом туре конкурса рассказов «О чём молчат сталкеры», однако вперёд него в окончательном составе оказались работы из второго тура. И, надо отметить, «Красное на чёрном» отличается от других работ Ирины Бакулиной для этого сборника заметно сильнее, чем те две - между собой.

Вспомним ещё раз костяк сюжетов «Венериной мухоловки» и «Тютерса». Группа выживших попадает в аномальное место, полное загадок под стать теме антологии, а потом большинство из них отправляется на кебаб. Да, это очень утрированно, и всё же. Взглянем теперь на сюжет «Красного на чёрного» в общих чертах. Девушка борется с внутренними демонами, а в конце всё налаживается. Выражусь так, чтобы не слишком раскрывать детали. Да, тут тоже есть кое-какие походы, алыс жолы, но далеко не на переднем плане, и аномалий никаких, в принципе. Леденящие кровь строки сменяются здесь тёплыми и даже добрыми эмоциями, хотя и поволноваться тоже придётся. А ещё тут есть метро!

Соответственно, этот рассказ Ирины Бакулиной отличается от предшественников (последующих?) из-под её же пера кардинально, как в плане сюжета, так и в плане раскрытия темы. Я уже замечал, что каждый автор делает это по-своему. Но Ирина Бакулина занимает в этом сборнике второе место по количеству работ, а до второго и третьего рассказов Сергея Шивкова я пока не добрался, но, думаю, он тоже не сидел на одном месте, образно выражаясь. Гм, кажется, мысль сломалась. Короче, Ирина в одиночку показывает, что можно по-разному (пусть даже в чём-то и схоже) раскрыть одну и ту же непростую тему, что она так же многогранна, как поиски света или тьмы в конце туннеля или сказки апокалипсиса.

10. Александра Тверских - Хозяин рая

Раскрыть

Начало Рассказа

Двое человек (Денис Иванович по прозвищу Карась и его помощник Васёк) набредают на, казалось бы, брошенные дачи. Однако встречают Машу и Аришу, последних жительниц садового товарищества. Карась с Васькой заглядывают к ним в дом и вскоре начинают замечать странности в поведении девушек.

Локации: Краснодарский край

Рецензия:

Александра Тверских - одна из редких авторесс, чей творческий путь начался ещё в «Последнем убежище» и продолжается по сию пору. Роман о Краснодарском крае мы от неё всё ещё с превеликим терпением ждём, а вот уже третий из четырёх сборников содержит её произведения.

Собственно, мы как раз в Краснодарском крае и оказываемся. Тайна-загадка-непонятка вылезает довольно быстро, и поначалу я наивно полагал, что раскрывать тему предстоит Карасю или Ваське, но Александра готовит неплохой сюжетный поворот, к которому морально нас, вообще говоря, готовят, но всё равно брови почему-то взмывают вверх.

В итоге получился хороший, в нужных местах жуткий, жестокий даже рассказ. Я не любитель жестокости и обилия крови, поэтому большого восторга не испытал от финала, но, абстрагируясь от собственных «фу», могу назвать «Хозяина рая» достойным звеном антологии, с очередным любопытным раскрытием темы. Причём с очередным баллом в копилку переименования.

11. Дмитрий Дмитриев - Несрочно в номер

Раскрыть

Начало Рассказа

Корреспондентка «Арбатских ведомостей», Мария Андреевна Самойлова, берёт интервью у сводного отряда дальней разведки, чтобы вернуть интерес к деятельности сталкеров. Те с радостью начинают рассказывать необычные истории, коим стали свидетелями.

Локации: Москва

Рецензия:

Спойлер: пожалуй, у нас тут претендент на лучший рассказ антологии! И надо же, в деле снова новичок в мире литературы. Уже третий раз я с удовольствием открываю новое имя и хочу продолжения банкета. Что ж, у меня впереди ещё десять рассказов, так что, уверен, всё будет!

Я считаю, что «Несрочно в номер» - это хитроумная аллегория на всю «Вселенную Метро 2033». Практически рассказ, что ломает четвёртую стену. Почему? Всё в словах Марины Андреевны. И в её решении. То, как приелись выжившим истории сталкеров, неожиданно ярко перекликается с падением интереса к серии. Нужно и там, и там решение. И вновь, в реальной и вымышленной вселенной обращаются к тем, кто способен выдать годную мощную историю, что должна снова сделать «Метро» великим! Забавно, что именно в этот же самый месяц вышел «Питер. Война» из новой линейки книг, «Вселенная Метро 2035», что либо похоронят окончательно все надежды на возвращение к успехам, либо пробьют дорогу к новым и хорошо забывшим старым читателям. В «Несрочно в номер» это ещё умножается на щемяще трогательно раскрытую тему, отчего даже мне, живущему в спокойных условиях, стало немного больно и грустно.

Отдельно хочу отметить стиль повествования. Он бойкий, в хорошем, даже прекрасном смысле. С таким языком можно рассказать любую историю, и почти наверняка она окажется столь же интересной, как и рассказанная здесь.

Но всё-таки у меня найдётся ложка дёгтя для получившейся бочки мёда. Название. Старое, черновое («Прогулки по новой Москве») было блёклым, да, это же перекликается с сюжетом лучше, но я так и не понял, почему он назван именно «НЕСРОЧНО в номер»? О сроках вообще речи не шло! Впрочем, на впечатления от рассказа это никак не повлияло.

12. Юрий Уленгов - Из двух зол

Раскрыть

Начало Рассказа

Сталкер Павел по прозвищу Шуруп ищет лекарства от эпидемии, разразившейся в бункере «тепловозовцев». Пока он находится в поисках, народ решает изгнать заболевших. Шуруп, узнав об этом, сам уводит их, и это совсем не нравится его давнему сопернику, сталкеру Константину по прозвищу Кастет.

Локации: Луганск

Рецензия:

«Грань человечности»
Мини-рецензия на «Из двух зол» Юрия Уленгова

Вы поняли шутку, да? Я же всегда называю отзывы на основе названия произведения, но никогда не повторяю его, стараясь выудить из текста и ужать донельзя какую-то мысль, которую я либо раскрою в тексте, либо оставлю «пасхалкой». А тут счёл, что название первого «вхождения» Юрия Уленгова во «Вселенную» отлично соотносится с собственной темой его же второго «вхождения».

Итак, у меня есть мысль, и я буду её думать. Всё крутится вокруг эпидемии в бункере, вполне безобидной, на первый взгляд, но смертельно опасной, при более внимательном рассмотрении. Про себя я обозвал заразу «негропятнашкой», потому что видимые симптомы вызывают ассоциации с перекрашиванием людей при каких-то неизвестных условиях. Но речь на самом деле не о ней, а совсем даже о поведении замкнутой немалой группы людей, цепляющихся за жизнь всеми имеющимися конечностями.

Вместе с Шурупом читатель негодует, ищет решение, радуется, злится, и только в конце пути расходятся. Так, я не раскисаю, мне просто Захар в глаз попал… Есть нечто героическое в самоотверженности Льва Георгиевича, нечто уважительное в надеждах Павла, нечто трогательное в привязанности Вероники и нечто совершенно несправедливое, подлое и бесящее в озлобленности Кастета. Всё, как всегда, могло бы пойти по-другому, если бы люди умели слушать и больше доверять товарищам, с которыми живут без малого двадцать лет!

С темой получилось сложнее. Тайна тут, в принципе, есть, но, по-моему, она раскрывается. Именно тайна, а не тема. Впрочем, тут же осознаю, что раскрывается она не всякому, и это не «разглашение», а «посвящение»! Всё встаёт на свои места, и я в который раз заявляю, что каждый автор в каждом рассказе раскрывает тему нет-нет, а по-своему. Потому что молчать можно о многом, но держат в себе секреты совсем по разным причинам.

13. Андрей Архипов - Маугли

Раскрыть

Начало Рассказа

В Пскове бытует легенда о Маугли - ребёнке не старше десяти лет, выкормленном мутантами и возведённом ими в ранг своего лидера. Не все верят в эту байку, но когда на фермы-форпосты начинают слаженно нападать разные виды расплодившихся монстров, мнение выживших меняется и уступает более насущному вопросу: как остановить атаку?

Локации: Псков

Рецензия:

Я не имею никакого отношения к Пскову, но, как картограф, долгое время переживал, что этот город, за пазухой у Петербурга и Новгорода, совершенно обходится стороной. Новгород, вообще говоря, тоже не особо описан, но Псков был чистой террой инкогнита. Наконец-то нашёлся человек, владеющий словом, который закрасил это «белое пятно»!

Закрасил, надо сказать, достойно. Андрей Архипов грамотно раскрывает, без лишних подробностей, систему ферм-форпостов, вносит опасность, а с ней - необычное явление из классической литературы. С ним же связано и раскрытие темы данным новичком в нашей серии. Правда, на мой взгляд, Глушак сам мог бы сложить два и два, и мне даже показалось, что он почти это сделал, а следовательно, тайна довольно спорная.

Неожиданно совпало так, что уже второй раз, хотя и не подряд, авторы-новички используют в своих произведениях рояль / пианино, чтобы остановить натиск мутантов. Правда, обставлено у них по-разному, но такое совпадение, в первый раз красивое, перестаёт быть в новинку, увы. В целом же получился ещё один хороший рассказ, даже почти добрый.

14. Александра Тверских - Бабий хутор

Раскрыть

Начало Рассказа

В хутор, населённый преимущественно девушками и женщинами, попадает едва не утонувший охотник Ясень. Он выглядит подозрительно, зато нравится юной Лизе, которая давно обещана есаулу Сандро. Неудивительно, что девушка сбегает с пришлым, а на её поиски устремляются две девушки, Катя и Алина.

Локации: Краснодарский край

Рецензия:

Вот так элегантно Александра нагоняет количество сборников количеством работ. Действие её второго рассказа о молчании выживших (опять-таки - именно выживших, сталкеры идут лесом, тем более что их тут нет) разворачивается всё в том же Краснодарском крае, но представлен он в который раз иначе.

В центре повествования небольшой хутор в глубине региона, где большинство выживших - девушки. Действие немного скачет во времени, и это путает, однако потихоньку мы приходим к очередной тайне. По-моему, замалчивание уже встречалось ранее, и уж точно было потом, так что антология начинает кое в чём повторять саму себя.

Второстепенных персонажей оказалось довольно много, и большинство из них не имеют никакой практической ценности, только внимание распыляют. С другой же стороны, Александра через них, с помощью них показывает быт выживших кубанской глубинки, и это покрывает указанный недостаток. В конце концов, помимо конкретной истории есть ещё и мир вокруг. И авторесса показывает его - свой край - живым, убедительным, достойным того, чтобы он вновь и вновь становился колыбелью разных историй.

Я опять сдержан в плане оценки рассказа, но плохим его назвать язык не повернётся точно, ведь если есть хоть что-то, за что можно похвалить произведение, оно уже неплохо, а здесь достоинств не одно и не два.

15. Сергей Семёнов - Снежный охотник

Раскрыть

Начало Рассказа

Уйбаан отправляется в очередной раз охотиться на чучуну (йети), но в этот раз мутант-ментал успевает забраться в его сознание.

Локации: Якутия

Рецензия:

Ах, сколько раз я просил авторов описывать Сибирь! Мне, как картографу, этот регион виделся (на самом деле и до сих пор видится) огромным, практически бескрайним «белым пятном» на карте мира «Метро». Сергей Семёнов отправляется в самую что ни на есть сибирскую Сибирь - вглубь Якутии.

Если честно, я тоже пытался участвовать в конкурсе с рассказом про Якутию, но, как вы можете догадаться, он не прошёл. И я рад, что регион представлен, во-первых, вообще, во-вторых, одним из моих любимых авторов, в-третьих, более чем аутентично, на мой далеко не якутский взгляд. Безумно понравилась пушистая околосказочная атмосфера, переданная отлично подобранным для этого произведения стилем.

Чучуна - снежный человек с ментальными способностями - напомнил другого йети из «Вселенной», что встретился у Андрея Буторина. Там он был добрым, хотя и вёл себя какое-то время не слишком дружелюбно (впрочем, у него на то имелись причины). Здесь же мы видим обратную сторону медали. И она же показывает нам тайну охотника.

Вот на этом месте мои восхваления кончаются. Если честно, я не очень понял, что таинственного, замалчиваемого и всего такого в переживаниях человека, потерявшего любимую женщину. Но раз составитель расценил это как раскрытую тему, значит, это я чего-то не понял. Так или иначе, рассказ вышел чудесным, и этого у него не отнять.

16. Анна Калинкина - Не ушедшие в Москву

Раскрыть

Начало Рассказа

На ночь глядя мальчик Мишка расспрашивает отца о мире, что их окружает, а заодно рассказывает о своих делах. Отец отвечает ему, несмотря на усталость, ведь скоро ему придётся уйти в Москву.

Локации: Московская обл

Рецензия:

Анна Калинкина отметилась во «Вселенной» двумя трилогиями, последняя часть которой, по любопытному совпадению, выходит в следующем месяце, а также созданием романа-буриме «Перекрёстки судьбы» и рассказом «Ведьма с Ваганьковского холма». Все они были посвящены Москве. Это же её произведение неожиданно переносит читателя в Орехово-Зуево.

Рассказ, прямо скажем очевидную вещь, небольшой. Скорее, зарисовка, в основном разговор. Так он и назывался изначально - «Ночной разговор», однако редактор предложил другое название. Не уверен, что оно лучше, потому что важны не ушедшие в Москву, а один конкретный человек. С ним и связана тайна. Тема раскрыта уже знакомым образом: надо помалкивать, чтобы оградить близких от боли. Ничего удивительного в том, что именно такая трактовка вышла на передний план, ведь необычные истории - это, конечно, здорово, но за душу берёт то, что близко читателю. А это всегда нечто личное, понятное и пепельно-грустное.

Из-за того, что основной упор сделан на реплики, персонажи раскрываются в кратких ремарках и, собственно, в диалоге. Однако тайна подана как раз на контрасте, обычной авторской речью. И после нескольких страниц «болтовни» она неожиданно резко оглушает. Маленький и непонятный минус такого формата - имена почти не нужны. Сын Петра столько времени спрашивает и спрашивает отца о том о сём, а имени его я так и не заметил. Но, быть может, так главный герой получился вычерчен сильнее, и принесённое в жертву имя собственное - малая награда за те эмоции, что вызвал рассказ.

17. Сергей Шивков - Файл 30-27

Раскрыть

Начало Рассказа

Аркадия Степановича Фраермана останавливает пограничник, подозревая его в подрывной деятельности против Ганзы. Он оказывается звуковым почтальоном и, под нажимом, озвучивает несколько писем. Убедившись, что ничего противоправного в них нет, капитан Клещёв отпускает мужчину.

Локации: Москва

Рецензия :

Так уж получилось, что все прошедшие рассказы я просматривал для создания карты локаций, которая, к моему большому то ли сожалению, то ли негодованию, не попала в издание. И этот рассказ Сергея отложился у меня в памяти, ещё когда в его названии не было дефиса.

Да, у меня отложились в памяти звуковые письма. Это необычная идея. Можно возразить, что ничего удивительного в ней нет, однако реализовать такое в условиях мира «Метро» смог бы не каждый. Автор ясно даёт понять, почему Фраерман занялся такой деятельностью. Правда, мне показалось, что погранец Терентьев его остановил, точнее, стал дотошно расспрашивать после того, как услышал не слишком русское ФИО. Хотя на евреев в Ганзе не гонят, вроде…

Звуковые письма оказались маленькими окошками в жизнь обычных людей, этакой массовки, на которую всем плевать. У адресантов даже нет имён, зато узнаём об их переживаниях и окружении, отчего вселенная выживших приобретает больше живости.

Раскрытие темы получилось хотя и вполне свежим, но более чем закономерным. Не возникло ощущения, что в финале автор вспомнил, что пишет на тематический конкурс. Кажется, за то же самое я хвалил его к предыдущему рассказу. Как минимум, оглядываясь назад, считаю, что он в обоих работах не забывал о тайне ни на секунду. И получилось здорово.

18. Дмитрий Манасыпов - Дед

Раскрыть

Начало Рассказа

Дед наблюдает заплыв будущего сталкера Лёшки и вспоминает собственную молодость, совершенно непонятную и далёкую поколению этого мальчонки.

Локации: Самарская обл

Рецензия:

Мы привыкли считать, что Дмитрий Манасыпов - это сочный кровавый постапокалипсис с налётом романтики, которая берётся скорее из атмосферы, нежели по задумке самого автора, и с примесью реализма, который кричит, что романтика в постапе неуместна.

«Деда» безусловно роднит с «Дорогой стали и надежды» и «К далёкому синему морю» совсем другой признак творчества Дмитрия Манасыпова, а именно ностальгия. Казалось бы, нет ничего проще, чем заставлять героев ностальгировать по довоенному миру, по солнцу и мороженому, по относительному спокойствию и бурлению жизней. Всё это вы найдёте и в «Деде», и в означенных романах.

Тут-то вы и повелись! Тут-то вы и попались! Я немного вас обманул. На самом деле ностальгия манасыповских героев немного другого рода, она, как бы так сказать, глубже. Ибо замешана она не на том, что потеряли выжившие, а на старом, как мир, конфликте отцов и детей. Дед - олицетворение не просто довоенной эпохи, он реликт эпохи, ушедшей прежде, о которой он вспоминает со сладкой грустью.

И в то же время он смотрит на детишек, будущих сталкелов от двенадцати и младше, и видит в них жизнеспособное наследие. Лишённые привычных его, Деда, поколению радостей, они мыслят иными категориями и движутся в будущее даже увереннее, чем поколение тех, кто в мире «Метро» это будущее попытался отнять.

Соответственно, и тема раскрыта под стать мыслям героя. С его логикой можно не согласиться, но рассказ успевает убедить читателя в её правоте раньше, чем тот успевает взбрыкнуть. Получилось животрепещуще и даже, наверное, применимо и к нынешнему дню, с определёнными поправками.

19. Виктор Давидюк - Пеликан

Раскрыть

Начало Рассказа

Митрич рассказывает у костра байку про отца, выжившего с детьми на Волжской. Семья оказалась отрезана от мира, и мужчине пришлось кормить детей мясом с собственной ноги до тех пор, пока печатниковцы не разгребли завал к станции.

Локации:

Рецензия:

Давненько я не хвалил редактора-составителя за очерёдность рассказов в сборнике. Соседство «Деда» и «Пеликана» - одно из лучших его решений! Судите сами: Деда просят что-то рассказать, и на том рассказ Дмитрия Манасыпова обрывается. «Пеликан» начинается с того, что дядю Митрича просят что-то рассказать, и он таки рассказывает!

Байка получилась живой, отчаяние выжившей семьи в условиях отрезанности от остальных станций реально напугало (вспомнилась Смоленская-синяя из «Каждому своё» Сергея Тармашева, хотя я понимаю, что, несмотря на то, что этот роман вышел раньше, разбираемый рассказ написан до него), а решение…

Как же удивительно очередной новичок справился с темой! Он её раскрывает, но остаётся ещё второе дно, некая недосказанность, которую понять каждый может в меру своего мировосприятия. И хотя «Пеликан» короткий, в душу он врезался не слабее других произведений!

20. Ирина Баранова - Милый друг

Раскрыть

Начало Рассказа

Макар вспоминает, как несколько лет назад бесплодная Римма решила заиметь ребёнка и для этого подговорила своего телохранителя, то есть Макара, найти похожую на неё девушку, которая родит от него для неё ребёнка. План осуществился, однако Римка потеряла интерес к чаду, и все родительские обязанности легли на её телохранителя.

Локации: Москва

Следующая Часть:

Рецензия:

Совершенно верно вернувшаяся после долго молчания Ирина Баранова замечает, что эта история могла произойти где угодно, в том числе в обычном мире, но «Вселенная Метро» тем и хороша, что способна вобрать в себя практически любой жанр, в том числе и лёгкую мелодраму.

Если честно, я так и не понял суть схемы, воплощённой Риммой Павловной и компанией. Ей нужен был ребёнок. Допустим. Отцом она назначила своего телохранителя. Тоже допустим. Хотя нет, секундочку! Какого, спрашивается, макара? Самый доверенный? В результате забила и на ребёнка, и на Макара. По сути, просто потешила своё самолюбие и разрушила жизнь бедному мужику.

Что хорошего в этой мелодрамке, так это то, что у неё нет серьёзного надрыва, который меня так бесит в случайно слышимой иногда рекламе фильмов-однодневок с Первого канала (или откуда там). Зато здесь есть то, что я, как уже отмечал в другом рассказе, назову разбиванием четвёртой стены. Дело в том, что Макара Верочка (дочь его) называет мамой. А какой мужчина, связанный со «Вселенной», зовётся иногда также? Ага, он самый. Редактор-составитель и хранитель серии, Вячеслав Бакулин. Уж не знаю, специально Ирина это заложила или случайно получилось, но вышло забавно. Да и весь рассказ тоже получился весьма неплох. И думается мне, его спас скромный объём, в который авторесса грамотно уместила всю задуманную ей историю.

21. Сергей Шивков - Чёрная метка

Раскрыть

Начало Рассказа

Багор, молодой сталкер из Иваново, вызывается охранником в караван Михаила Степановича Свешникова для сопровождения художницы Зайки в посёлок Нерль. До того, как караван трогается, на девушку кладёт глаз местный бандит Лёха Соловей. От него никак не удаётся отвязаться, и в гостинице «Рублёвские зори», где купцы решают остановится на ночлег, обозлённый авторитет вешает чёрную метку на её с Багром палатку, чтобы его головорезы учинили над ними расправу. К счастью, охранник вовремя замечает неладное и это поражает бандитов в самое сердце.

Локации: Ивановская обл, Владимирская обл

Рецензия:

Есть несколько вариантов раскрыть тему о молчании выживших. Можно с самого начала указать, в чём загвоздка, и усиленно молчать всю дорогу, в смысле повествование. Можно немножко завлечь вглубь текста, а потом выдать тайну читателю. А можно и совсем не немножко. Ещё вариант - посвятить развязку пресловутому раскрытию темы. И совсем спорный, но тоже способ - в последний момент ввернуть тайну.

К чему я это всё? Предыдущие два рассказа Сергея Шивкова основаны как раз на том, что тайна сопровождает (почти) всю дорогу читателя и вызывает развязку. Здесь же всё гораздо проще. Тема раскрыта в каком-то смысле игриво, мимоходом, почти в шутку. Нет ощущения, что Сергей спохватился, всё идёт по чётко выстроенному им плану, и это в который раз подкупает.

Отдельно хочу отметить, как здорово и аутентично автор перенёс действие из старушки-Москвы в далёкие Ивановскую и Владимирскую области. И не подкопаешься! Нет никаких неуместных «фантомов» из чернового варианта. Я его, когда он звался «Зайкой», и не помню толком, так что подразумеваю общую стройность повествования. А с ней всё в порядке. В итоге получился цельный хороший рассказ. Таких, должен отметить, в сборнике много, Вячеслав Бакулин отобрал действительно лучшее или около того.

22. Борис Харькин - Лютый, Ястреб и Покойник

Раскрыть

Начало Рассказа

Лютый, Ястреб и Покойник - сталкеры и герои единственной существующей в Омске станции метро, Библиотека имени Пушкина. Каждый раз с огромным риском для жизни они добывают для остальных жителей станции разные необходимые вещи с поверхности. Но однажды они возвращаются домой с потерей - Покойник не вернулся живым. И всё бы ничего, если бы не одно «но»: сталкеры скрывают, что на поверхности чисто и можно жить спокойно. Ради этого они даже готовы пожертвовать товарищем.

Локации: Омск

Рецензия:

А завершает антологию «О чём молчат выжившие», в противоположность предшествующим сборникам рассказов, не бонусный рассказ Вячеслава Бакулина или, на что я в тайне и из любопытства надеялся, Вадима Чекунова, а такой же победитель конкурса рассказов, как и все двадцать один до него. Разве что Борис Харькин - новичок лишь во «Вселенной Метро», а вот в литературе он успел отметиться не только рассказами, но и полновесным романом.

Итак, начнём с «не верю». Не верю, что Омск не подвергся бы ядерной бомбардировке. Вот вообще ни разу не верю. К тому же в «Праве на силу» про него прямо сказали, что там радиация повышена. Впрочем, ладно, там могли и приврать или не дойти, а город и впрямь оказался почему-то неинтересен врагам. Или, как вариант, ракет не хватило, всё истратили на Европу и Ближний Восток.

В целом же, приняв как неизбежную данность чистоту Омска, мы начинаем погружаться в сюжет. Так уж получилось, что этот рассказ отложился в памяти ещё с конкурса, но мне почему-то кажется, что в черновике Покойник был новичком среди сталкеров, и его устранили поэтому, а не потому, что начал крутить шуры-муры с Ангелиной. Кстати, странно, что она спрашивает про него прозвищем, а не человеческим именем. В это я тоже как-то вот не поверил.

В целом же, приняв как неизбежную данность чистоту Омска, мы начинаем погружаться в сюжет. Так уж получилось, что этот рассказ отложился в памяти ещё с конкурса, но мне почему-то кажется, что в черновике Покойник был новичком среди сталкеров, и его устранили поэтому, а не потому, что начал крутить шуры-муры с Ангелиной. Кстати, странно, что она спрашивает про него прозвищем, а не человеческим именем. В это я тоже как-то вот не поверил.

Первые 6 рассказов на Литрес Читать полностью на fb2

Аудиокниг Нет

Авито