Вселенная Метро 2033: Они не те, кем кажутся

Метро 2033: Они не те, кем кажутся

Карта

Редактор-Составитель

Алекс де Клемешье

Номер Выхода

108

Дата Выхода

Ноябрь 2019 года

Буква

Л

Локации

Москва, Санкт-Петербург, Ростов-На-Дону, Ростовская обл, респ Алтай, Самара

Предыдущий Сборник

Метро 2033: О чём молчат выжившие

Переплет

Мягкий

Кол-во Страниц

320

Метропедия

- шестой сборник рассказов и повестей различных авторов в серии. В сборник было включено две повести и девять рассказов.

О Книге:

Аннотация

Во Вселенной Метро 2033, как и в реальной жизни, друг может оказаться предателем, добропорядочный гражданин - серийным маньяком, невзрачный сосед - агентом вражеских спецслужб, а в организме случайного попутчика могут протекать такие необратимые процессы, что уже и не определить, человек ли он. Все окружающие - не те, за кого себя выдают!

В этот сборник вошли лучшие тексты, написанные уже знакомыми читателям и совсем новыми авторами Вселенной Метро.

От Глуховского

Во Вселенной Метро 2033, как и в реальной жизни, друг может оказаться предателем, добропорядочный гражданин - серийным маньяком, невзрачный сосед - агентом вражеских спецслужб, а в организме случайного попутчика могут протекать такие необратимые процессы, что уже и не определить, человек ли он. Все окружающие - не те, за кого себя выдают. В этот сборник вошли лучшие тексты, написанные уже знакомыми вам и совсем новыми авторами Вселенной Метро.

Критика

Отзывы от Леонида Добкача из поста Вконтакте, если не написан другой автор.

Рецензия О Сборнике В Целом Отсутствует

Ссылки на рецензии и отзывы на книгу на разных сайтах:

Рецензии на Лабиринте
Отзывы на Литресе
Обсуждение ВК

Все Рассказы В Книге

1. Кира Иларионова - Игры разума

Первая Повесть

Начало Рассказа

Следователи Красных ворот Егор Соловьёв и Александр Утёсов расследуют серию загадочных убийств молодых красивых девушек с пшеничными волосами, за которыми стоит никому неизвестный маньяк по кличке Чешир. Установление его личности приводит к необычным результатам.

Локации: Москва

Рецензия:

Вот так нежданно-негаданно подкрался новый сборник рассказов. Он разительно отличается от всех предыдущих, и первое, что бросается в глаза, - количество произведений. Всего одиннадцать! Даже польские антологии больше. Но лишь по этому критерию. Загадки тут никакой нет - в «Они не те, кем кажутся» девять рассказов и две повести, одна из которых и открывает антологию.

Вдвойне непривычно вновь видеть на бумаге произведение Киры Иларионовой, от которой мы так и не дождались ни развития цикла «Проект „Целестис“», ни совместного с её мужем романа «В погоне за ветром». Обольщаться не стоит - бронзовая лауреатка 2015 года не взяла неожиданно впервые за долгое время шашек в руки, а предложила повесть 2011 года, участвовавшую в портальном конкурсе «Осень-Зима 2013».

Несмотря на столь большой разрыв во времени, «Игры разума» читаются свежо и по сей день. Это знакомое нам Московское метро, где постоянно что-то происходит. Явных отсылок ни на старые, ни на новые работы я не заметил, да, собственно, оно и ни к чему, история более чем самостоятельна и самобытна в заданных рамках. Может быть, потому и не кажется повесть гласом из прошлого.

На протяжении всего произведения меня не оставляло ощущение, что я читаю вольную адаптацию 2 сезона сериала «Шерлок» (именно этого сезона и именно сериала - Артур Конан Дойл не заморачивался хитровывертами сюжета), истории доктора Джекила и мистера Хайда, даже цикл «Детектив Элайдж Бейли и робот Дэниел Оливо» Айзека Азимова вспомнился. Фактически перед нами и есть детектив, но необычный, почти мистический (а может, буквально мистический), обманывающий читателя раз за разом.

Главный герой раскрывается постепенно, причём как в плане характера, окружения и собственного прошлого, так и в плане внешних и обыденных атрибутов, таких как имя, фамилия, звание, должность, место жительства. К концу повести мы знаем о герое и его деле всё, что нам необходимо, и даже тут авторесса преподносит сюрприз.

Предположения, опрос свидетелей, поиск подозреваемых, параллельная линия с Широ и сам финал - всё выстроено без сучка без задоринки и не даёт заскучать. Отличное начало сборника рассказов, первого для Алекса де Клемешье в рамках «Вселенной».

2. Александр Лепёхин - Скобари

Начало Рассказа

Станция Лесная, вопреки расхожему мнению, пережила Размыв. Власть принадлежит Павлу Денисовичу Короткову по прозвищу Лесной Царь. Во время смены в тоннеле к Площади Мужества Альберт Ниязымбетов (Эйнштейн) и Иннокентий Карцовский (Цыпа) встречают странных незнакомцев. Их проводят на станцию, а с их приходом на жителей отрезанной от всего метро станции обрушивается больше бед, чем новостей.

Локации: Санкт-Петербург

Рецензия:

Несмотря на то, что сборник рассказов открывает давняя повесть, его, как и все предыдущие, предварял конкурс рассказов. Темой его стали «Тайны тёмных туннелей», что сильно перекликается с темой четвёртого конкурса «О чём молчат сталкеры?». Разница лишь в том, что на сей раз тайны не столько хранят, сколько раскрывают. И не столько свои личные, сколько окружающего мира.

Одним из лучших рассказов были признаны «Скобари» совершенно нового для «Вселенной» автора, Александра Лепёхина. Судя по некоторым мелким отсылкам, читал он «Питер» Шимуна Врочека, и на том, полагаю, и остановился, ведь условия, наложенные «Свидетелем» Ирины Барановой и Константина Бенева, были учтены лишь на этапе редактирования.

Как один из участников, причём из не самых удачливых, я читал этот и другие рассказы по теме ещё во время конкурса. А после, уже в ипостаси картографа, давал уточнения через редактора, как лучше согласовать произведение с имеющимися книгами. Теперь, наконец, смог оценить получившийся результат.

Изменений особых не случилось, а те, что были внесены, достаточны, чтобы перестать негодовать о жилой Лесной и искажённой картине внешнего мира. Главное, что задумка автора не пострадала. История отрезанной от всего метро станции посреди ветки, которую неожиданно для изолированной общины разбавляют нежданные гости, сама по себе любопытна. Язык красочный, обстоятельный, он подкупает, так что текст шёл как по маслу.

Финальный поворот на втором заходе, конечно, уже не так удивил, но те, кто будет читать «Скобарей» в первый раз, наверняка приподнимут брови от удивления. Необычный мир рисует Александр, при этом не делая его фантасмагоричным. Всё же реалистичного в рассказе больше, чем фантастических допущений. Автор потрудился на славу.

И вот ещё что: когда я узнал название антологии, я отнёсся к нему скептически. Но теперь я склонен согласиться. Троица гостей, ровно как и герои предшествующей повести, действительно не совсем те, кем кажутся. Да и само расположение произведений вышло гармоничным, в чём, конечно, заслуга редактора-составителя.

3. Валентин Гусаченко - Поводок

Начало Рассказа

Учительница станции Мичуринская устраивает вылазку на поверхность, в районе «Вертолётного поля», чтобы раздобыть нужную ей для обучения подопечных книгу. Однако в пятиэтажке, куда она забралась, её караулят собаки и чёрные пилоты. Полученные впечатления женщина доносит до своего класса.

Локации: Ростов-На-Дону

Рецензия:

Валентин Гусаченко не один год пытался попасть в сборник рассказов. Пару лет назад ему почти удалось, его рассказ вполне мог войти в состав «О чём молчат выжившие», но не срослось. Теперь же фортуна улыбнулась ему честно, и «Поводок» о родном городе автора вошёл в состав уже шестой антологии проекта.

Последний раз Ростов-на-Дону и его метро появлялись в романе «Из глубин» Руслана Мельникова. Это появление, правда, никто не считает, потому что представляет собой не попутное место действия, а часть чужих воспоминаний. Именно Руслан в 2011 году сделал каноном Ростовский метрополитен - ход, недоступный с тех пор более никому, если не считать дополнительных станций в Самаре, Екатеринбурге, Варшаве…

Почему-то никогда не приходило в голову, что о Ростове могут написать что-то ещё, совсем другое, не о муранче. Оказалось, можно. Причём Валентин учитывает реалии «Муранчи» - мутантов, метро. «Чёрные пилоты», например, играют большую роль в «Поводке». Ещё когда читал рассказ впервые на конкурсе, он меня восхитил: яркими, явно с любовью выведенными описаниями родного города автора, самой концепцией сюжета, безымянной героиней-учительницей.

Чтение отредактированного варианта доставило аналогичное удовольствие. Доволен, что приглянувшийся мне ещё тогда рассказ нашёл своё место среди прочих достойных.

4. Алексей Головенков - Мозгоправ

Начало Рассказа

Туннель близ станции контролирует опасный мутант Мозгоправ. Он забирается в мозги и вызывает самые сокровенные желания. Единственный, кто может с ним совладать, - сталкер Виктор. На станцию забредают сталкеры Захар, Артём и Антон, и чтобы выбраться, им надо пройти Мозгоправа.

Локации: Москва

Рецензия:

После небольшого путешествия в Северную и Южную столицы России мы возвращаемся в старую недобрую Москву. Сам автор из Санкт-Петербурга, но почему-то всё же избрал хоженые-перехоженные тоннели старейшей на постсоветском пространстве подземки. Понять, о какой станции речь идёт на самом деле, у меня так и не вышло, хотя в тексте упоминается Рижская.

Рассказ отличает от других использование одного из давних приколов современной русской литературы - вечно убиваемого Юрия Семецкого. На сей раз предложена весьма оригинальная версия его судьбы, и на фоне остальных… э-э-э… пяти?.. Юриев Семецких, что уже нашли себе место в мире Метро, он не затеряется.

Концепция монстра в тоннеле подана так, что рассказ можно отнести, несмотря на отсутствие шуточек, к плутовской фантастике. А линия с противостоянием Виктора и Юрия чем-то напомнила мне «Каждому своё» Сергея Тармашева (что иронично, в конце «Мозгоправа» эта универсальная фраза повторяется дважды). Короче говоря, находок ещё один новичок в рамках «Вселенной» (а, по-моему, и в печатной фантастике вообще) внёс в повествование много и закрепил неплохим языком. Старт дан, желаю автору удачи!

5. Игорь Соловьёв - Марсельеза

Начало Рассказа

Французская делегация следовала на крупную выставку вооружений и безопасности «Интерполитех 2013», но из-за разразившейся войны вынуждена была спуститься на станцию Международная, которую отрезал от соседней Выставочной завал. Иностранцы образовали национальное большинство, и вскоре все перешли на французский манер.

Время от времени общину имени Парижской Коммуны подтапливает, и смельчаков посылают в Тёмные туннели разведать обстановку. После этого вода отступает, а вот разведчики пропадают. В очередной раз, ради любви дочки начальника станции, к насосной станции вызывается идти добровольцем молодой Пьер. То, что он находит в техническом ходе под Москвой-сити, переворачивает все его представления о мире.

Локации: Москва

Рецензия:

Один из лучших рассказов с конкурса «Тайны тёмных туннелей» изначально повествовал о… Марселе. Французский колорит автор подал достаточно условно, хотя на атмосферу всё работало как надо. Вполне закономерно редактор попросил перенести место действия куда-нибудь поближе к родным краям, и Москва потеснила французский город. Внесённые правки сгладили изменения, и получилось даже краше прежнего!

Любопытно отметить, что много лет назад Сергей Кузнецов, автор замечательного романа «Мраморный рай», собирался написать его продолжение, где застолбил малое ответвление Филёвской линии со смежным Деловым центром. Дело так и не сдвинулось с мёртвой точки, но выдуманное им содружество «Европа», где важные роли играли иностранцы, продолжило жить своей жизнью.

Сначала вышел роман «Перекрёстки судьбы» Павла Макарова, где наконец-то появилась Выставочная. Правда, несмотря на мимолётное упоминание долгожданного сообщества, описана община была слишком уж русской. Я с небольшим разочарованием списал это на проблемы ограниченной репрезентации и продолжил ждать более чёткой интерпретации «Европы».

И вот Игорь Соловьёв, у которого тоже есть роман с названием «Перекрёстки судьбы» (это знак!), переместил реалии своего рассказа на Международную. Новая версия вполне может подводить к состоянию общины в вышеупомянутом романе-буриме, при этом остаётся самостоятельным произведением с живыми героями и довольно знакомой проблемой (не)намеренной изоляции.

То, как вплетена «Марсельеза» в сюжетную линию, удивительно соотносится с ней же. Когда я дочитывал (третий заход получился), финал неизменно вызывал прилив воодушевления, словно я один из тех французов на станции, который слышит игру Пьера и выходит из палатки на звук музыки. Игорь Соловьёв оказался не только талантливым художником, но и не менее одарённым автором. Одним словом, браво!

6. Юрий Мори - Командирские

Начало Рассказа

Чёрт покупает раба на станции Безымянка - мальчика Славу (полное имя - Святослав) с необычным сморщенным лицом, чтобы подарить будущему тестю. Вместе они идут на Советскую, как вдруг выясняется, что покладистый раб не так прост, как кажется.

Локации: Самара

Рецензия:

Юрий Мори показал себя настоящим стахановцем этого года, успев написать три романа и несколько рассказов, в том числе один по миру «Метро». Признаюсь честно, я не смог узнать его стиль на конкурсе, но, оглядываясь назад, мне кажется, я мог догадаться, если бы читал больше других его произведений. Впрочем, это дело наживное.

Сам рассказ, после редактирования обосновавшийся в Самаре, показал не совсем приглядную сторону Безымянки, а именно рабство. Раб занимает важное место в сюжете, но, несмотря на показную отрешённость, рабом не кажется. Списать бы это на недавнюю «поимку», да чувствовал я с самого начала, что не всё так просто. А с официальным названием сборника читатель наверняка будет подозревать если не всех, то почти каждого - от главного героя до последнего мутанта.

Роль «командирских» в рассказе раскрыта аккуратно, как и полагается вещам-символам. Есть в тексте и другие символы, все - из пожитков давно умершего отца Черта. Через них доносится смысл сюжета. Всё в мире имеет ценность, но не каждая ценная вещь стоит того, чтобы её брать. По крайней мере, так его увидел я

«Командирские» разительно отличаются от трилогии «Эмбрион», и стиль, как мне показалось, немного иной. Он по-прежнему обстоятельный, убедительный, качественный, однако в то же время как будто бы осторожный. Я помню, Юрий однажды заявил, что не смог бы написать о Москве или Петербурге, их метро, и попытка забраться в тоннели для него была несколько непривычной (тоннель между Базой-1 и Базой-2 в «Эмбрионе. Начало» не считается!). Тем не менее, попытка оказалась успешной, потому как рассказ вышел достойным.

7. Ольга Швецова, Игорь Осипов - Небеса обетованные

Начало Рассказа

Любознательный Юрка много слышал о монахах с острова Патмос, и однажды сбегает из родного поселения к реке. Преодолев десяток километров, он встречает брата Иоанна, который довозит его на лодке до скита. Мальчику интересно послушать собираемые верующими истории, и его направляют к летописцу. У него он находит дневник с записями, которые рассказывают о правдивых событиях, которые начинаются не совсем на Земле.

Локации: республика Алтай

Рецензия:

Хотя рассказ этот я читал давным-давно, сейчас он оказался как нельзя вовремя. Так уж сложилось, что к постапу во всех его ипостасях я остыл уже давно, и лишь «Вселенная Метро 2033» поддерживает во мне интерес к этому жанру. Больше меня сейчас увлекает космос. А вопрос о судьбе космонавтов после ядерной войны обсуждался ещё на старом, ныне мёртвом портале.

Космос впервые затрагивается в «Слепцах» Дмитрия Ермакова, но конкретики мы не ведали. Как там МКС, как там застрявшие в космосе? Ладно спутники, некоторые могут даже уцелеть за два десятка лет, как выясняется у Туллио Аволедо и Никиты Аверина. И вот Ольга Швецова с Игорем Осиповым берутся ответить на этот вопрос.

Как ни странно, долгое время «Небеса обетованные» притворяются «Концом Дороги» с примесью религиозной тематики. Но не смейте обмануться, здесь всё не то, чем кажется! Обычный паренёк благополучно покрывает расстояние в добрый десяток километров, монахи как монахи, но не читают герою длинных проповедей (лишь раз брат Иоанн отчасти пошутил про то, что ложь - это грех), и скит на поверку оказывается тем, чем многие века назад задумывался (помимо служения Господу).

Летопись написана пусть и чересчур художественно для дневника космонавта, зато аккуратно закладывает мысль обратить очи горе, и не столько в поисках Бога, сколько в стремлении вернуть утраченные во вселенной «Метро» и злостно утрачиваемые в реальном мире рубежи научной мысли. Такой рассказ мог бы побороться за высокое место на конкурсе космической фантастики с прицелом воскресить интерес к далёким мирам, попыткам их достижения и колонизации. Но и в родной «стихии» работает вполне себе неплохо, меня равнодушным уж точно не оставил.

8. Виктор Лебедев - Котлованы

Начало Рассказа

Пожилой Тихон заплывает в поисках улова в опасные, кишащие хищной живностью котлованы. Неожиданно к нему на борт попадает унесённый чайкой юноша, назвавшийся Саней с «Мичуринца». Вскоре на крючок попадает щука, и мужчины вместе её достают из воды. Однако добычей заинтересовывается ещё и цапля. Чтобы спастись от мутанта, старик вынужден совершить тяжёлый выбор.

Локации: Ростовская обл

Рецензия:

Хотя «Котлованы» описывают окрестности Цимлянска, ранее появлявшегося в «Черноморье» и упоминавшегося в «Летящем вдаль», никакого отношения к циклу «Дух свободы» они не имеют. По крайней мере, официально.

На первый взгляд это довольно простая история о пожилом рыболове, который внезапно получает спутника. Насколько я помню, рассказ участвовал в конкурсе «О чём молчат сталкеры?», и «уши» того конкурса явственно торчат из сюжета. Однако воды утекло изрядно с тех пор, как я сталкивался с текстом «Котлованов», и весь сюжет благополучно выветрился из головы. Оттого, глядя на потрясающе точное название антологии и учитывая происхождение рассказа, я ожидал подляны от одного героя, а вот автор удивил.

Народную любовь к творчеству Виктора Лебедева я не до конца разделяю, хотя и признаю, что писать он умеет качественно. Благодаря своему невеликому объёму сюжет не имеет ничего откровенно лишнего и смотрится сбалансированно. Наверное, этим и подкупает.

9. Ольга Швецова - Что за Проспектом Мира

Вторая Повесть

Начало Рассказа

Четырнадцатилетний Ёршик всегда мечтал повидать Большое метро, но дальше Проспекта Мира никогда не заходил, торгуя на станции нелюбимыми его мамой книгами. Однажды он продаёт «Робинзона Крузо» одному сталкеру, а вскоре вместе с ним попадает на Красносельскую, депо возле которой терроризируют неведомые твари. Домой он возвращается кружным путём, зато навещает все ведущие группировки Метро.

Локации: Москва

Рецензия:

Вторая повесть антологии, как и первая, написана в далёком 2011 году, причём была начата аж в конце 2010 года. Как и в случае с «Играми разума», «Что за Проспектом Мира?» прошло проверку временем и, несмотря на все нововведения, осталось столь же верным канону, как и в ту далёкую пору.

Первое, на что я хотел бы обратить внимание, - это места действий. Главный герой с Рижской, барыжит книжками на Проспекте Мира, затем отправляется в «кругосветное» путешествие с Ганзы на Красную Линию, в Четвёртый Рейх и в Полис. Если не считать упоминаний, родные края Ёршика фигурировали разве что у Вячеслава Бакулина в рассказе «Короче, все умерли», который можно считать приквелом «Метро 2033». То есть мы получили ненавязчивую экскурсию по всем основным и ключевым для мифологии (даже не просто вселенной!) мира группировкам.

Первое, на что я хотел бы обратить внимание, - это места действий. Главный герой с Рижской, барыжит книжками на Проспекте Мира, затем отправляется в «кругосветное» путешествие с Ганзы на Красную Линию, в Четвёртый Рейх и в Полис. Если не считать упоминаний, родные края Ёршика фигурировали разве что у Вячеслава Бакулина в рассказе «Короче, все умерли», который можно считать приквелом «Метро 2033». То есть мы получили ненавязчивую экскурсию по всем основным и ключевым для мифологии (даже не просто вселенной!) мира группировкам.

Повесть удивительно добрая, неимоверно добрая, этакая сказка, которую любители сурового постапа тут же воспримут в штыки, остальные же читатели оценят по достоинству. (Ой, кажется, я бросил камень не в тот огород! Ребят, я не со зла. Наверное.) Такие произведения, посланники Света, необходимы, чтобы на их фоне более мрачные интерпретации мира «Метро» казались ещё мрачнее. И даже здесь находится место тем, кто кажется не тем, за кого себя выдаёт, что укрепляет положение повести в сборнике.

10. Анна Калинкина - Хозяин

Начало Рассказа

Неподалёку от Автозаводской уцелела небольшая община в Симоновом монастыре. Мужчины преимущественно вымерли, так как пытались добывать на радиоактивной поверхности пропитание, остались в основном женщины. Однажды к ним пришёл спаситель в лице Хозяина, который стал кормить и защищать выживших, а молодых и красивых девушек брал в жёны. Если рожала сына - хорошо, а если дочь - жена впадала в немилость. Хуже, если никого не рожала - тогда её отправляли наверх, к Зверю. Так и случается с Алёной, с которой Хозяин расстался скрипя сердце. Но уготованная ей судьба оказывается не такой, какой её себе представляли в подвале монастыря.

Локации: Москва

Рецензия:

А вот рассказ, авторство которого я вычислил ещё на конкурсе! Вполне допускаю, что мне помогла «Сетунь», которую я прочитал примерно в то время, так или иначе, стиль Анны Калинкиной для меня уже достаточно узнаваем, что говорит сразу о двух вещах: во-первых, Анна уже давно и прочно сформировала свой стиль, что не всем удаётся, во-вторых же, явственнее становятся видны проблемы, о которых ей интереснее писать.

Действие рассказа происходит неподалёку от Автозаводской, где сформировалась упрощённая версия замка Крастера. Спасибо хоть Иным Хозяин сыновей не отдаёт, а дочерей не… хотя кто знает. Место Белых ходоков занял монстр попроще, Зверь, и с ним связан любопытный поворот сюжета.

При чтении меня не оставляло ощущение, что я читаю рассказ для конкурса «Сказки апокалипсиса», так как многие инверсии и сам тон повествования настраивали именно на сказку. Да и сам сюжет чем-то сродни «Красавице и чудовищу», только тут всё сложнее и мрачнее.

Смущало немного, что другой Зверь, оказавшийся Тварью (т.е. самкой), появлялся в самой первой книге Анны, а «Хозяин» встречалось в названии другого её произведения, романа «Хозяин Яузы». Однако эти ассоциации на основе тёзок не ведут никуда, но мне такие совпадения всегда было интересно отмечать.

Показанная история полна и любви, и страха, и финал далеко не такой светлый, как в предыдущей повести. Лишний раз подтверждается тезис, что мрак без света кажется не таким тёмным, и после «Что за Проспектом Мира?» рассказ Анны ощущается как удар под дых. Мир «Метро» - недобрая вселенная, и «Хозяин» это замечательно подтвердил.

11. Виталий Соколов - Голод

Начало Рассказа

Лана и её маленькая дочь Катя испытывают ужасный голод, а на жизнь у них остаётся всего два патрона. Чтобы пополнить запасы подземной валюты и накормиться, маленькая семья подаётся на Ганзу, но в обход таможенных постов.

Локации: Москва

Рецензия:

Вот мы и добрались до последнего рассказа антологии «Они не те, кем кажутся». Ещё один новичок вошёл в наши ряды и сразу же покусился на одну из тем, которые доселе если и затрагивались, то достаточно осторожно и с кучей оговорок. Вот что называется свежий взгляд на вещи!

На самом деле конкурсная версия отличалась тем, что в ней главные герои были… так, на этом самом месте начинаются спойлеры. Так вот, были они вампирами. Прям вот всамделишными. В принципе, такими они остались и в окончательной версии, но всё же их мутантское происхождение подчёркнуто.

Так или иначе, сама попытка хоть и была признана устранимым неканоном, нашла своих поклонников, в том числе нас с соавтором - в первом туре мы отдали одно из мест ТОП-6 «Голоду», хотя во втором узнали о существовании ещё более крутых работ, и некоторые тоже вошли в эту антологию.

Подводя итог всему сборнику, хочу отметить, что Алекс де Клемешье показал себя отличным редактором-составителем, и хотя по количеству произведений «Они не те, кем кажутся» уступают любой другой антологии проекта, новый сборник «Вселенной» наглядно показывает, что главное в любом литературном произведении - не количество, а качество!

Аудиокниг Нет

Авито
×