Вселенная Метро 2033: Пифия
Метро 2033: Пифия

Карта
Автор
Сергей Москвин
Номер Выхода
83
Дата Выхода
Октябрь 2017 года
Буква
В
Локации
Москва
Следующая Книга
Метро 2033: Пифия-2. В грязи и крови
Переплет
Мягкий
Кол-во Страниц
352
Метропедия
- третий роман, написанный Сергеем Москвиным в рамках «Вселенной Метро 2033» и условного цикла «Монстры апокалипсиса». Первая часть трилогии «Пифия. Дрожь земли».
О Книге:
Аннотация
Знать свое и чужое будущее - мечта любого. Даже того, кто считает себя главным идеологом московского метро и координатором всего, что происходит в подземном мире. И вот уже на поиски таинственного прорицателя, способного заглянуть в будущее, отправляется жестокая и безжалостная охотница за головами по прозвищу Гончая. Но наступит ли будущее для обитателей подземных убежищ, если в разных местах по всему метро уже происходят необъяснимые и пугающие явления, а из недр земли упорно прорывается нечто невиданное, подстегиваемое неукротимым голодом и влекомое запахом желанной добычи?
От Глуховского
Мы уже привыкли к тому, что Вселенная метро расширяется с каждой книгой. А с новым романом Сергея Москвина «Пифиия» мы попадаем в старое, но недоброе Московское метро - то самое, из моего романа. На первый взгляд нет новых станций, нет новых таинственных мест... Но не спешите с выводами. В романе есть нечто такое, что заставляет не выпускать книгу из рук до самой последней страницы. Отменный триллер от настоящего мастера!
Критика 
Леонид Добкач Пишет:
У «Вселенной Метро 2033» есть одно достижение, которое далеко не каждому проекту по зубам. Ей уже почти восемь лет. Многие линейки книг закрываются после года-двух. А мы ничего, мы держимся. И это чудесно.
Однако в таких долгоиграющих проектах важнее другое. Ведь его бы не было, если бы не авторы. У нас сейчас больше сотни авторов романов и рассказов вместе взятых, и они все создают один большой согласованный мир. Вот только далеко не каждый, раз или два засветившись, вскоре возвращается снова. Так, Сергей Москвин выпустил два романа и один рассказ ещё на заре «Вселенной». Уже не пионер, но один из столпов метро-литературы. «Увидеть солнце» завоевало второе место на ЛКВ-2011. «Голод» читатели приняли не так тепло, но его обсуждают не меньше среброносного романа.
Особенностями тех двух книг было то, что они были взаимосвязаны. Не героями и не локациями - кое-чем бОльшим. В обоих романах во главу угла ставился ужасно опасный монстр, само воплощение Зла, убивающее без жалости всех, кто встанет на пути. Хотя я предпочитаю вспоминать в этой связи перекрёстную отсылку: в «Увидеть солнце» упоминается Новая Земля, а в «Голоде» - Новосибирск. В «Пифии», кстати, упоминается Ижевск, так что наивно понадеюсь на перекрёстную отсылку в будущем романе о родном городе автора.
И вот, мы потихоньку переходим к разбору нового романа Сергея Москвина! «Пифия». Роман о приевшейся многим старой-недоброй Москве. Роман, вышедший через пять лет после предыдущей книги этого автора. За этот срок загорелось множество звёздочек-авторов, открылись и закрылись филиалы серии в разных странах, сменились типография, редактор, художник. Сергей Москвин вернулся в обновлённую серию, хотя и кажущуюся прежней. Но не только серия изменилась, Москвин тоже не стоял на месте. Да, за это время у него, насколько я знаю, не вышло новых книг, но «Пифия» кажется серьёзнее, глубже, а главное - осторожнее предшествующих книг автора. Хотя осторожность - это всё-таки дань городу, про который написал, пожалуй, каждый второй.
Собственно, возможно ли написать историю о Большом метро, не сделав её вторичной или противоречивой? Если закрыть глаза на мелкие странности, которые можно объяснить хотя бы тем, что метро слухами полнится, и верить всем из них не стоит, «Пифия» отлично вписалась в мир «Вселенной». Не оставляет, правда, ощущение, что это просто «Увидеть солнце», перенесённое в столичные реалии, но ощущение ложное и продиктованное, по большому счёту, тем, что оба романа писал один и тот же человек. Да, атмосфера метро от Москвина отличается от атмосферы метро по версии Глуховского, Калинкиной, Зайцева и других, но сам мир остаётся узнаваемым и за столько лет ставшим родным. Да и честно, если бы все авторы каким-то невообразимым способом ухитрялись передавать абсолютно ту же самую атмосферу, что и автор-создатель, читать было бы не так интересно. Не возникало бы желания возвращаться в один и тот же мир, зная, что он ничего нового не даст. А так мы каждый раз узнаём, казалось бы, уже изученный до дыр город с новых и новых сторон, проникаясь идеями, что вкладывают в свои произведения разные авторы.
Тем не менее, «Пифия» по духу ближе всего не к «Метро 2033» или к кому-то из последователей, а к «Метро 2035». Мир более мрачный, то и дело мелькают детали, привнесённые именно там, с небольшой поправкой на то, что события разворачиваются до начала действия оригинальной трилогии. А ещё там действует… дальше для кого-то может быть шок, так что прямо на этой строчке сделайте выбор, читать абзац до конца или перепрыгнуть на следующий… впервые в истории «Вселенной Метро 2033» в романе действует невидимый наблюдатель. И он один из ключевых персонажей. Мы мало что о нём узнаём, но характер автор прописал достойно. Это не чёрно-белый персонаж, читателю предстоит решить, как к нему относиться, но можно быть спокойным: всё, что касалось политики, уже сказал Дмитрий Глуховский в завершающей части своего цикла. Теперь о вторичности. Вполне допускаю, что есть какие-то произведения про жуткого Олгоя-Хорхоя, но в рамках «Вселенной», даже не так, в рамках «Вселенной» о Москве такого романа точно не было! Однако Сергей Москвин прославился в проекте именно тем, что вводит потрясающих чудовищ. Чёрный дракон и Нга должны гордиться, что в их полку прибыло. Недаром «Пифию» можно отнести к условному циклу «Монстры апокалипсиса», куда также входят «Увидеть солнце» и «Голод». Если вы хотите эпичной жути, вы её получите. С лихвой.
Но настоящее сокровище «Пифии» - её персонажи. Автор сознательно избегает имён, и наверняка приведено только одно. Насчёт ещё одного есть сомнения, но слабые. Сергей намеренно нарекает всех персонажей прозвищами: на их фоне главная героиня (или главные героини) выделяется довольно резко. Обе героини представлены автором не с сюсюканьем и наивностью, а с последовательным раскрытием образов сильных людей. Мы узнаём об их прошлом, об их принципах, об их способностях. Начинаем жить их жизнями, проникаемся их страданиями и тревогами, и под конец романа совсем не хотим отпускать их.
Сергей Москвин вернулся после долгого перерыва с романом о самом классическом метрополитене «Вселенной» и вернулся с достойным романом, вобравшим в себя лучшее от предыдущих работ автора и привнёсшим новые грани в знакомый мир. Надеемся, что Сергей ещё вернётся, и на этот раз - скорее, чем через пять лет.
О карте: «Карта к „Пифии“ не может похвастаться новыми локациями, хотя на самом деле одна там точно есть, но здесь вы её не найдёте, так как она неминуемо даёт спойлер. Зато есть несколько афтершоков. Если кто не знал, так называют вторичные подземные толчки, которые отражают важные элементы сюжета. Но кто или что их производит, вы сможете узнать из книги. Так что поспешите в книжные!»
Ссылки на рецензии и отзывы на книгу на разных сайтах:
Рецензии на ЛабиринтеОтзывы на Литресе
Обсуждение ВК
