Вселенная Метро 2033: Сказки апокалипсиса

Метро 2033: Сказки апокалипсиса

Карта

Редактор-Составитель

Вячеслав Бакулин

Номер Выхода

59

Дата Выхода

Апрель 2015 года

Буква

Я

Локации

Москва, Тверская область, Вязьма, Санкт-Петербург, Лехтуси, Московская область, Адыгея, Краснодар, Екатеринбург

Предыдущий Сборник

Метро 2033: Сумрак в конце туннеля

Следующий Сборник

Метро 2033: О чём молчат выжившие

Переплет

Мягкий

Кол-во Страниц

350

Метропедия

- третий сборник рассказов различных авторов в серии под редакцией Вячеслава Бакулина. В сборник было включёно 22 рассказа, а также нововведение для Вселенной - три басни.

О Книге:

Аннотация

Какие они, сказки 2033 года? О чем? Кто их герои? Сколько в них вымысла, а сколько - самой что ни на есть правды? Сильно ли изменились истории, которые родители на станциях метро и в подземных бункерах рассказывают на ночь детям, а взрослые - друг другу? А может, сказки даже через двадцать лет после конца света остались прежними, а изменились люди? Способна ли когда-то услышанная сказка однажды воплотиться наяву в жизни человека, и если да, то как она, в этом случае, ее изменит? Ответ на этот вопрос постарались дать участники третьего официального конкурса рассказов портала metro2033.ru. И традиционный бонус - эксклюзивная история от главного редактора "Вселенной" Вячеслава Бакулина!

От Глуховского

Думаете, звезды зажигаются на небе? А вот и нет! Настоящие звезды вспыхивают на портале Metro2033.ru. Иногда - стихийно, но так ярко, что не заметить их просто нельзя. А уж если дело доходит до очередного официального конкурса рассказов по "Вселенной Метро 2033", то будьте уверены - вас ждет настоящий звездопад! Приятного чтения. И не забудьте загадать желание!

Критика

Отзывы от Леонида Добкача из поста Вконтакте, если не написан другой автор.

Рецензия О Сборнике В Целом:

Итак, рассказы прочитаны и, как не трудно догадаться, «Сказки апокалипсиса» тоже. Пора приводить мысли в порядок и сказать о сборнике в целом. Поскольку он, как и предыдущий, был тематическим, стоит поговорить о раскрытии темы.

Безусловно все рассказы так или иначе можно назвать сказками апокалипсиса. В одних случаях это просто рассказываемые истории, основанные либо на вполне реальных для рассказчиков событиях, либо переложения известных сказок. В других случаях рассказы имеют двойное дно, исключительно фантастическими их не назовёшь, и в дело вступает сказочность, и уже сама история становится сказкой. Но и это ещё не всё! Не раз и не два рассказ заканчивается далеко не на самой доброй ноте, оставляет хмурое предзнаменование. Остерегайтесь, глупцы, в постъядере никто не в безопасности! Схожесть того же порядка, но в другой плоскости - убеждает автор, убеждает в предложенных реалиях, а затем - бац! - и внезапно в финале заставляет читателя засомневаться в реальности или, по крайней мере, в обычности происходящего.

Позволю себе наглость оглянуться назад и вспомнить о предыдущих антологиях. Их вышло до «Сказок апокалипсиса» две штуки. Первый, напомню, был просто конкурсом рассказов, где публиковавшиеся авторы (то есть только и исключительно романисты) чаще всего проходили вне конкурса, как и бонусный Дмитрий Глуховский. Второй пошёл по схожему пути, но на этот раз разброд и шатание Вячеслав Бакулин своей твёрдой рукой прекратил. Отчасти. Так появился первый тематический сборник. К тому времени сборничане уже начали набираться опыта и в крупной форме, и малую не забросили, и кое-кто из «Последнего убежища» вновь засветился в «Сумраке в конце туннеля». Но всё-таки к анонимному тематическому третьему конкурсу рассказов «возвращенцев» оказалось значительно больше. Новичков в этот раз шестеро - столько было уже публиковавшихся авторов в первом сборнике (Дмитрия Глуховского в рамках «Вселенной» я считаю за нового автора, поскольку «Вселенная Метро 2033» строится на «Метро 2033», а не включает его). Да, Михаил Табун представлен тремя баснями, а Сергей Шивков - четырьмя совершенно разными рассказами, в то время как в «Последнем убежище» от каждого было по одному произведению, знакомых имён несравненно больше. Особенно рад возвращению Вити Тарапаты и Александры Тверских - как давно они дебютировали и вот, новые рассказы от них. То же можно сказать и про Дениса Дубровина, впервые засветившегося в «Сумраке…» и вернувшегося с дублем в «Сказки».

Антология вышла немножечко мрачной, несмотря на отсылающее к детству название, но достаточно цельной. Отличное продолжение весьма условного цикла антологий. Будем надеяться, что «О чём молчат сталкеры» выйдет ещё лучше, ведь правила нового конкурса стали чуть строже (только новые произведения!).

А, и ещё: отныне всех шестерых дебютантов можно считать сказочниками! Собственно, в одном из отзывов так я их уже и назвал. Ну а пока спасибо всем причастным за столько разных качественных историй. Вы молодцы.

Ссылки на рецензии и отзывы на книгу на разных сайтах:

Рецензии на Лабиринте
Отзывы на Литресе
Обсуждение ВК

Все Рассказы В Книге

1. Павел Старовойтов - Фальшивая жизнь индивида

Начало Рассказа

Геймер Иван обожает играть в игры вселенной «Метро» и напрочь забывает про своих родных - жену Варвару и мать, свою работу экономиста и своего друга детства Емельяна. Когда в гости к Ивану приходит Емельян, он зовёт его к себе на квартиру, чтобы отпраздновать встречу. Дома у Емели, они играют в игру серии «Метро» и друг Ивана остаётся этим недоволен. Объяснив Ивану, что он должен не только играть в игры, но и принимать участие в повседневной жизни, Емельян идёт на улицу играть со своими детьми. Под вечер, он провожает Ивана домой на своём мотоцикле, частично созданном им же. Иван понимает, что надо ценить жизнь настоящую, поэтому дарит своей жене цветы и мирится с матерью.

Локации: Москва

Рецензия:

Вся наша жизнь - игра, а люди в ней - актёры. Наверное, помимо прочего, Павел Старовойтов руководствовался сим шекспировским принципом, создавая «Фальшивую жизнь индивида». Кто бы мог подумать, что новый сборник рассказов откроет произведение, повествующее о нелицеприятном существовании геймеров, их зависимости, а меж тем использующее игровое направление франшизы «Вселенная Метро 2033», чего в книжной серии ещё не случалось, если не считать затопления Третьяковской в «Тёмной мишени», чтобы предвосхитить судьбу одной из локаций «Луча надежды».

Я не могу судить, насколько точно или, наоборот, неверно выписаны будни любителя компьютерных игр, ибо сам к ним более чем равнодушен, но с литературной точки зрения выглядит достаточно убедительно. Возникает лишь небольшой диссонанс из-за возраста героев - в двадцать девять люди всё же посерьёзнее описанного в рассказе Ивана. По крайней мере, мне всегда так казалось.

Описания приключений игрока в постъядерной подземке и осознание, что это всё понарошку, приближают жанр первого рассказа «Сказок апокалипсиса» к постъядерному ЛитРПГ, хотя, насколько я понимаю, ЛитРПГ - переосмысление историй о попаданцах, так что приближение довольно условное. Но уж какое есть.

Введение в сюжет Емельяна вышло очень вовремя. Он показывает протагонисту, как стоит жить… А потом наступает финал, переворачивающий восприятие всего текста с ног на голову. Оттого послевкусие содержит некоторую кислинку депрессии и грусти, так подходящей описываемому миру.

2. Татьяна Живова - С тех пор, как случился Рагнарёк

Начало Рассказа

Действие рассказа происходит летом 2033 года в Селижаровском районе Тверской области России, который почти не был затронут Катастрофой, называемой в этой местности Рагнарёком, так что жители могут промышлять сельским хозяйством, охотой и рыболовством. В локациях рассказа живут как местные жители и беженцы - так и оказавшиеся здесь в день катастрофы (у них был мультикультурный фестиваль) реконструкторы, страйкболисты и ролевики (это потом отразится на укладе жизни в Осиновке и двух лесных поселениях). Девятилетний мальчик Васятка из деревни Осиновка по поручению матери отправляется на лесной хутор Персюки к родственникам с передачей. Он берёт с собой своих друзей - мальчика Ингвара и его сестру Йолю (Ёлку).

Локации: Тверская область

Рецензия:

Замечал ли кто-нибудь, что после «Последнего убежища», где был рассказ Сергея Антонова «Tabula Rasa» вышел его же роман «Непогребённые»? С «Сумраком в конце туннеля» такое, правда, не прокатило, но к «Сказкам апокалипсиса» бенефис ещё одного автора удлинился вдвое. Да ещё как! Вслед за «Джульеттой без имени» Татьяны Живовой, Алексея Матвеичева и Павла Гаврилова вышли «Сказки апокалипсиса» с рассказом Татьяны на борту и «выкингом» Татьяны на обложке. Наличие ледокола «Ленин», что стоит в Мурманске, вносит, правда, некоторый диссонанс, поскольку севернее посёлка Лехтуси никто из «сказочников» не забрался, но в качестве намёка на драккар сойдёт.

Но это лирическое отступление. Из своеобразной Москвы в исполнении Павла Старовойтова мысль читателя резко переносится вглубь Тверской области, в края, почти не тронутые ядерной войной, где о ней и узнали-то не сразу. Три вымышленные деревни - свой любопытный мирок, выглядящий, извиняюсь за тавтологию, мирно и спокойно. В рассказе представлен подробный экскурс в историю трёх поселений и ближайших окрестностей, и, должен признаться, не каждому автору удаётся подать «летопись» событий в столь сжатых рамках, да так красочно и интересно. Снимаю шляпу. А ведь ещё в «Джульетте…» обратил внимание, что история Серого Севера продумана до мелочей, и презентация к тому же показала, что Татьяне есть что сказать по поводу любого временного отрезка введённых ею, а также её соавторами, локаций, и о судьбе их тем более.

Что вызвало поначалу лёгкое удивление, так это то, что авторесса «…Рагнарёка» абсолютно непринуждённо помещает на страницы своих произведений не только русских, но и представителей других народов. Они более или менее успешно сосуществуют друг с другом - всё как в реальности, а главная проблема, как всегда, за высоким забором.

После бескровного дебюта Татьяна всё-таки умыла руки кровью, хе-хе. Этого человеку, пишущему постапокалиптику, трудно избежать. Другое дело, что кровью плохих парней, но и описанная бойня весьма поражает в по-настоящему добром произведении. Она дала понять, что какими бы странными не были некоторые люди, они ни перед чем не остановятся, если на их покой и землю идёт враг. Может, это лишь мои досужие домыслы, но такая мысль логична.

3. Ирина Бакулина - Вперёд, благородные доны!

Начало Рассказа

Действие рассказа происходит в городке Вязьме, Смоленской области. Главные герои - подростки Леонид, его брат Александр и их лучший друг Дмитрий, или же дон Леонсио, дон Алехандро и дон Деметрио. Леониду исполняется четырнадцать, а значит совсем скоро он отправится на свою первую по-настоящему суровую вылазку за пределы Базы в составе отряда сталкеров.

В ночь перед вылазкой, Ленька вспоминает сказку (а точнее - правдивую историю), которую рассказывают всем детям на Базе - про Комбата и его помощника Скаута, которые храбро погибли, прикрывая отход своей группы и благодаря которым и появилась База.

Локации: Вязьма

Рецензия:

Начало сборника ухитряется в течение всего трёх (на самом деле больше) рассказов помотать читателя по миру, точнее, по России-матушке. Сначала Белокаменная, затем покой Тверской области, а теперь настал черёд совершенно новой локации на карте постъядерного мира - Вязьмы! И открывает её первый (но не последний) новый автор антологии - Ирина Бакулина, супруга главного редактора серии!

Скажу честно: я заранее ненавижу абсолютно всех вымышленных Леонидов. Ну, думаю, по вполне понятным причинам. Помню, когда первым в «Метро 2033: Из глубин» Руслана Мельникова погиб персонаж с моим именем, и я сказал об этом автору, ему пришлось дважды повторить, что я тут не причём. Перед «Сказками апокалипсиса» я прочитал роман американского писателя Рика Риордана «Тень Змея»… Кто бы мог подумать, что даже там я наткнусь на персонажа по имени Леонид. Ему, кстати, здорово досталось. В общем, мелкого дона Леонсио я сразу невзлюбил. Не потому, что плохо выписан или потому, что характер у него противный, а просто из-за имени. Дальнейший текст показал, что это единственное, что мне не понравилось в рассказе.

Что-то я не сразу начал рассматривать рассказы с точки зрения сказок (сиречь раскрытия темы). Так как они проходили жёсткий отбор Вячеславом, мне больше интересно, какой же невидимый критерий ставился во главу угла. Пожалуй, самое время начать, коль скоро прочитано три рассказа, а три влечёт закономерность, и подумать, что же такое сказка апокалипсиса.

В «Фальшивой жизни индивида» вся необычность заключена в самом мире, куда помещён главный герой. «С тех пор, как случился Рагнарёк» можно назвать постъядерным фэнтези, с той лишь разницей, что вся фэнтезийность успешно объяснена в упомянутом ранее «историческом» экскурсе. И, наконец, «Вперёд, благородные доны!». Наконец появляется то, что в первую очередь приходит на ум, когда предлагают написать сказку, показать, какие они в мире после ядерной войны. Где-то на уровне былины представлено сказание о Комбате, основателе Базы, и Скауте, давшем название всем молодым стажёрам. Самой сказке-былине отведено совсем немного места, но она определяет и персонажей, и уклад Базы, даёт более глубокое представление о маленьком мире новой Вязьмы. И тут, кажется, проглядывает ещё один возможный критерий. Что бы ни происходило в рассказе, читатель должен в это поверить, принять это, как проникается обычными сказками. Рассказу «Вперёд, благородные доны!» я поверил.

И напоследок. Конкурс происходил в условиях полной анонимности, и «срыв масок» привёл к удивительным открытиям. Теперь мы знаем, что не только Вячеслав Бакулин - творческий человек, но и его талантливая жена. Надеюсь, Ирина порадует нас новыми рассказами (а может, и чем покрупнее). Тем более что новому конкурсу быть!

4. Юрий Харитонов - Родственные души

Начало Рассказа

Действие рассказа происходит в Петербургском метрополитене. У десятилетнего Тёмки на новой станции - «Проспекте Большевиков» нет друзей. Они все остались на «Новочеркасской». После переезда, его отец стал ещё меньше уделять внимания сыну, из-за своей работы. От ничегонеделанья, Тёмка решает выйти на платформу. Возле заброшенного туннеля в сторону «Улицы Дыбенко», он знакомится со своей ровесницей - девочкой Леной. Она предлагает ему пойти в туннель, чтобы познакомится с её «друзьями». В конце туннеля, они заходят в палатку, где Тёмка видит нарисованные углём рисунки персонажей «Сказочной страны» Ленки, которая там зовётся Алисой. За то, что Тёмка никому не будет выдавать их с Ленкой секреты, Лена-Алиса посвящает его в «рыцари» и нарекает сэром Артуром. Когда они выходят из палатки, Тёмка видит дыру в земле и спрашивает, куда она ведёт. Ленка говорит, что дыра ведёт в Сказочную страну, но всему своё время.

Локации: Санкт-Петербург

Рецензия:

Нас снова бросает из одного города в другой, на этот раз - из Вязьмы в Питер, в самое что ни на есть метро. Место действия - станция метро Проспект Большевиков, и это, вкупе с одной краткой фразой, создало отсылку к грядущему следом за сборником роману - «Третьей силе» Дмитрия Ермакова и Анастасии Осиповой. Помню, однажды я предложил Вячеславу Бакулину попробовать связать несколько романов серии не банальными намёками на другие книги, а полноценной аркой, как это бывает в телевизионных сериалах. Тогда ответ был «скорее не сделаем», но, видно, сама судьба решила создать арку, посвящённую войне между Приморским альянсом и Империей Веган. Эта арка началась ещё в «За горизонт» Андрея Дьякова (умолчим о «Питере» Шимуна Врочека и предыдущих романах «Теней Пост-Петербурга») и продолжается по сию пору. «Родственные души» - одно из преддверий большого финала этой истории, что ждёт нас в «Питере-2».

Однако слишком большого слона я раздул из мухоразмерной фразы об отношениях Оккервиля с Веганом. Речь-то вовсе о другом. Юрий Харитонов решил переосмыслить на постъядерный лад «Алису в Стране Чудес» Льюиса Кэрролла. В общем-то, он не первый - в прошлой антологии, «Сумраке в конце туннеля», был рассказ «Алиса в иллюзариуме» Дмитрия Панова, и он тоже был завязан на произведении математика-литератора. Другое дело, что в «Родственных душах» совсем иначе подаётся эта тема, ставится другой акцент, и сказка становится мрачной. Хотя тут многие сказки с потемнением.

Должен сказать, получился неплохой дебют у Юрия. Будем надеяться, он ещё покажет литературное мастерство и в крупной форме.

5. Денис Дубровин - За закрытой дверью

Начало Рассказа

Из деревни Лехтуси шли на дежурство в здание на окраине посёлка трое: лейтенант Лапин и два курсанта - Иван и Андрей. Зачем ходить охранять ничем не примечательное здание на отшибе деревни? Дело в том, что в самом здании творятся необъяснимые вещи: поначалу, дежурящим в караулке здания что-то давило на сон, и просыпались они постоянно с больной головой. Потом эта проблема как будто исчезла, но появилась новая, ещё более необъяснимая: за дверью, ведущую дальше в здание, постоянно слышаться голоса, шорохи и шаги. Так и стали дежурить: сменами по пять дней тремя людьми.

Локации: Лехтуси

Рецензия:

Если учесть, что Павел Старовойтов - один из соавторов «Изнанки мира», то получается интересный прецедент: Денис Дубровин первым вернулся во «Вселенную…» снова с рассказом. Ну, ладно, их тут два, но всё же. Все предыдущие авторы рассказов либо больше не возвращались (или не проходили отбор), либо оказывались дебютантами, либо, соответственно, дебютировали и с романом. В «Сказках апокалипсиса» есть ещё два вернувшихся автора, у кого на счету в проекте до сборника было только по рассказу, и это значит, что некоторым авторам короткая форма даётся гораздо проще. Денису - так и вовсе раза в два (вернулся спустя два года) или в четыре раза (рассказов-то здесь два) больше, чем другим сборничанам.

Конечно, ещё рано конкретно судить о творчестве Дубровина, но что в «Я ведь говорил!», что в «За закрытой дверью» использованы уж больно мрачные краски. Я такое не очень люблю. Не меньше половины текста автор держит читателя в напряжении, вырисовывая фантасмагоричную картину заброшенного склада, а после ненадолго расслабляет. Финал же снова бросает в пот.

Кстати, предфинальная секция, между последними двумя рядами звёздочек, кажется совершенно не в тему. То ли я как-то невнимательно прочитал, то ли там было что-то ещё, но после редактуры остался не пойми откуда загадочный отрывок.

И ещё немножко поворчу. Название. «За-за». Уж лучше бы «За рыжей закрытой дверью», как вариант. А то так недолго и заикой стать, с таким названием и таким устрашающим наполнением. Впрочем, прописано неплохо, теперь движусь сквозь строй рассказов от других авторов к «Зеркалу Абсолюта».

6. Виктор Тарапата - Осколки битых роз

Начало Рассказа

Сталкер Зубов - человек, который спас Московский метрополитен и станцию «Площадь Революции» в частности. На станции ему аплодирует толпа, а сам сталкер идёт по красной ковровой дорожке. По пути, он принимает угощенья от жителей, здоровается с ними и прочее.

Жители начали просить у героя речь. Как только Зубов снял маску и раскрыл рот, он не смог ничего сказать. В голове у сталкера начали мелькать слова «...аша, аша...», а толпа растворялась.

Локации: Москва

Рецензия:

Вот буквально только что говорил о сборничанах, вернувшихся в серию, но снова с рассказом. Второй из них - Виктор Тарапата. Я знаю, что он вместе с ещё одним автором из первой антологии пишет целый роман, но вперёд него, так или иначе, вышли «Осколки битых роз».

Если говорить о краткой форме, то означенный рассказ бесспорно отражает этот термин. Здесь всего две с половиной страницы, по-настоящему коротко, но и пронзительно. Такие произведения призывают мечтать и развивать воображение несмотря ни на что. И это здорово.

Кстати, Виктор во время редактирования обратился ко мне за помощью, чтобы обосновать народную любовь к Зубову. Конечно, я предложил свой вариант, но попал пальцем в небо. Окончательный результат показывает, что был ход проще и понятнее, и, думаю, это заслуга Вити Тарапаты и Вячеслава Бакулина.

Да, «Осколки битых роз» - короткий рассказ. И, да, он трогательный. Лаконичный. Ясный. На голову выше «Мемуаров призрака», что показывает развитие таланта у автора.

7. Василий Скородумов - Сказка о храбром принце

Начало Рассказа

Действие происходит в Петербургском метрополитене, на одной из станции Альянса Оккервиль - Ладожской. Маленькому мальчику Егору мать рассказывает сказку перед сном.

Сказка повествует о злом колдуне Бималусе, который противостоял волшебнику Алидану. Однажды Бималиус уничтожает Землю, обрушив на неё кометы (на деле - ракеты). Однако людям повезло: они укрылись под землёй - в Метро. Когда стало нечего есть, сталкеры выходили на поверхность и приносили оттуда еду и медикаменты. Но с появлением мутанта - Ящера (на деле - птерозавра), который начал расправляться со сталкерами, жители Метро забоялись совершать вылазки на поверхность.

Локации: Санкт-Петербург

Рецензия:

Это было логично. Кто-то должен был подать всё случившееся со сказочной точки зрения. И сделал это Василий Скородумов, ещё один новичок серии. Конечно, в черновике противоборствующие маги были названы более очевидно, что означало иносказательное объявление главных противников в Третьей Мировой, зато в нынешней интерпретации секрет сохраняется.

Дальше пошла история некоего храброго принца, что оседлал птеродактиля (привет Сурену Цормудяну?), в честь чего и назван рассказ. Комментарии Егорки, конечно, жутко раздражали, чересчур они казались мне по-детски наивными и гипертрофированными. Но по окончании сказки всё, как и в некоторых других рассказах, снова переворачивается с ног на голову. И уже жалеешь Егора.

«Сказка о храбром принце» хороша и грустна. Думаю, она по праву заняла своё место в сборнике. Хотя в своё время я очень сильно впечатлился другим рассказом Василия - «Мелком», - но его, увы, не взяли в антологию.

8. Михаил Табун - Свеча и Примус (Басня)

Начало Рассказа

В сюжете басни завязан спор между свечой и примусом на тему: кто лучше? Каждый доказывает свои положительные стороны.

Локации: Москва

Рецензия:

Стихи слагать я не умею, а потому говорить о басне буду в прозе. Эта и ещё две дальше в сборнике входили изначально в цикл басен «Без патронов», но только ныне опубликованной троице удалось уцелеть.

Басня совсем крошечная, на страничку. Руки чешутся сравнить её с произведениями известного баснетворца Ивана Крылова, но здесь главные действующие лица не животные, а предметы… освещения, так скажем. Когда выбирал, какие сказочные локации Москвы поместить на карту, выбрал именно Свечу и Примус. Да, формально это не место действия, но мимо такого конфликта я пройти не мог, а мой коллега, соавтор по картам, Илья Волков, сделал такой значок, что впечатлил не только меня, но и самого Михаила. Получился символьный пересказ басни. Белая пригожая свеча, а позади неё чёрный мрачный примус.

Мораль сей басни прекрасна. Зачем хвалиться тому, кто и так молодец? Его и так похвалят (кажется, так там было). И сейчас я хвалю Михаила Табуна за правильную мысль, поданную в виде басни.

9. Виктор Лебедев - Плесень

Начало Рассказа

Действие рассказа разворачивается в Московской области. В подвале одинокого дома, окруженного лесом, появилась плесень. Никто из жильцов не знал, откуда она взялась. Несколько человек спускались в подвал, чтобы проверить, но не вернулись. Тогда жители дома решились на хитрость: принесли в дом обычную землю и засыпали пол. Думали - всё, напасть ушла. А нет! На утро вместо плесени появилась грязь.

Локации: Видное

Рецензия:

Начинается вторая фаза антологии! И открывает её автор пятидесятой книги серии, Виктор Лебедев. Место действия - город Видное, недалеко от Москвы. В принципе, в ту же сторону от центра столицы, что и «Рождённые ползать», но несколько подальше. Отсутствие метро накладывает свою атмосферу.

Сначала, наблюдая за поведением персонажей, я решил, что это мутанты, и считал, что «Плесень» схожа с «Упырём» Анны Калинкиной. Однако вскоре до меня дошло, что герои-то - психи, и когда-то замеченная схожесть с «Вечным сном разума» Андрея Койнова из второй антологии вновь встала перед мысленным взором. Только, по-моему, лебедевские сумасшедшие побезумнее будут.

Личность Дровосека особенно любопытна. Несмотря на то, что он не главный герой, он кажется довольно важным персонажем, этакой тёмной лошадкой. И назначение его топора несколько спорное. Очередной намёк, что не всё так хорошо в Датском королевстве, как представляется поначалу (или по прочтении большей части текста)? Скорее всего. Вячеслав, видно, подбирал рассказы не по убедительности, как я решил после трёх рассказов, а по своеобразному повороту сюжета, желательно в финале. «Плесень» не исключение. Топор Дровосека как раз и проворачивает сюжетную линию, но не до конца, оставляя надежду на счастливый конец.

10. Кира Иларионова - Сети

Начало Рассказа

Обычному парню с Савёловской - Фёдору, осточертела его рутинная жизнь: его девушка, его работа на заставе или на ферме, его друзья пьянчуги и его выходные походы на Ганзу. Чтобы как-то скрасить свою жизнь приключениями, он подписался идти вместе с двумя бандитами на поиски хабара, который находится недалеко от Тимирязевской. Во время прохождения служебного туннеля на пути к Тимирязевской, они заходят отдохнуть в самый настоящий подземный дом, являвшийся до Войны музеем. Говорят, что если оставить в доме какую-нибудь ценность, то Хозяйка дома защитит тебя от напасти.

Локации: Москва

Рецензия:

Мир «Вселенной Метро 2033» становится обаятельнее, когда его наполняют красивые байки о странном и непонятном. Так, Кира Иларионова решила свой рассказ посвятить встрече с одной из таких вот баек. Если быть точным, байкой о чём-то географически непостоянном. О Доме Хозяйки.

Если у Сергея Антонова и Анны Калинкиной всякие такие аномалии-не-аномалии упоминаются, а после либо обсуждаются, либо попадаются на глаза героям, то у Киры Иларионовой сие место изначально окружает персонажей. И благодаря местной ауре всё и происходит.

Отряд прописан получше, чем команда северян в «Коде зверя», благо тут всего три человека, но с момента прочтения рассказа уже прошло два дня, и я с некоторым трудом вспоминаю, кто там вообще был. Значит, не очень уж колоритные вышли действующие лица. Зато эмоции сохранились. Некоторое презрение к слабовольному протагонисту и последующее уважение, когда он прогнал свою неблаговерную, и ненависть пополам с негодованием по отношению к остальным двум сталкерам. Надо же оказаться было такими подлыми! Думаю, вот такой рассказ подпадает под тему будущей антологии, «О чём молчат сталкеры». Ну, а в целом «Сети» достаточно неплохи.

11. Сергей Шивков - Площадь Революции

Начало Рассказа

Рассказ является размышлениями статуи пограничника со станции «Площадь Революции» о построении коммунизма в Метро и положении на Красной Линии.

Пограничник вспоминает самое начало открытия станции «Площадь Революции» и всего Московского метрополитена, начало Великой Отечественной Войны и т.д.

Локации: Москва

Рецензия:

На момент, когда я принялся за написание настоящего отзыва, в процессе чтения находился рассказ «Сказочник» Сергея Шивкова, поэтому в какой-то мере я могу судить о его творчестве по всем представленным рассказам. Разумеется, сейчас речь пойдёт исключительно о первом из них, «Площади Революции».

Сразу скажу: меня по-настоящему восхитил слог именно этого рассказа. Лёгкий, забавный, завлекающий. В таком стиле я бы с удовольствием и целый роман бы «съел»! Правда, забегая вперёд, скажу, что Сергей попробовал себя в разных «тонах», но я считаю именно тутошний наилучшим.

Написать рассказ от лица весьма необычного персонажа - отличная задумка. Чисто сказочная и достаточно свежая для серии. На нескольких страницах - целая жизнь пограничника, со всеми его переживаниями, мыслями и всем прочим. Такой простой монолог обо всём. А в конце выясняется, что всё ещё любопытнее, чем кажется.

Не могу не отметить закравшееся подозрение. В трёх из четырёх рассказах (да и в «Будь как дома, путник» тоже упоминается) напрямую используется Красная Линия и всё с ней связанное. В «Площади Революции» и «Народном ополченце» (опять забегаю вперёд) явственно чувствуется неповторимый советский дух. Как будто ступил в ту эпоху. Я не знаю, как автор относится к коммунизму, но то, как он использует его и его признаки, наводит на мысль, что к этой идеологии Сергей относится как минимум с теплотой.

12. Сергей Шивков - Народный ополченец

Начало Рассказа

Командир группы сталкеров Грин рассказывает своим товарищам историю про то, как тогда ещё никому из них незнакомый сталкер Костыль с Таганской очутился на борту поезда «Народный ополченец».

Там сталкер знакомится с профессором Яковом Соломоновичем и польской писательницей Ядвигой Ольшанской. Профессор объясняет сталкеру, что есть и другие именные поезда, которые ходят по Московскому метрополитену. И какой ты профессии, в такой поезд ты попадаешь после смерти.

Локации: Москва

Рецензия:

Дубль! Сергей Шивков показал себя настоящим стахановцем конкурса рассказов, а то, что во «Вселенной Метро 2033» он новичок среди авторов, прибавляет ему уважения. Конечно, четыре рассказа между остальными двадцатью одним произведением можно было поставить и как-то иначе, не рядом, но Вячеслав правильно сделал, что именно «Площадь Революции» и «Народной ополченец» идут бок о бок. В них много смежных тем, и слог похож. Одним словом, настрой такой же положительный.

В «Выходе силой» Андрея Ерпылёва когда-то появилась «Акварель». Стоит себе на заброшенной Партизанской, на среднем пути, и мало кто её теперь видит. По-моему, то был единственный именной поезд, о котором вообще вспомнили за всё время существования «Вселенной». Вплоть до третьего сборника. В «Народном ополченце» местоположение других именных не называется, зато упоминаются другие. Об одноимённом поезде я не слышал, кажется, он вымышленный от и до. Это не умаляет его «пикантности». Да, он похож на поезд-призрак из «Мемуаров призрака» Виктора Тарапаты, но означенный в предыдущем отзыве советский дух делает «Народный ополченец» совсем на него непохожим. По-своему самобытным даже.

Собственно, единственное, к чему я хотел бы придраться, это указанный в тексте самый длинный перегон. Я, конечно, понимаю, что покойный с пятьдесят седьмого года Яков Соломонович не обязан знать новости из мира метростроения, но назвал самым короткий относительно современный перегон, называй правильно и самый длинный! Но нет, не знает «ходячая энциклопедия» про шестикилометровый перегон Крылатское - Строгино. И это странно. Ну а в остальном больше никаких претензий. Очень хороший рассказ получился, а главное, убедительный.

13. Денис Дубровин - Зеркало Абсолюта

Начало Рассказа

Действие разворачивается в Петербургском метрополитене. Мать рассказывает сыну перед сном историю про навигатора и картографа Штурмана.

На станцию «Невский проспект» к некоему Штурману приходят трое людей и просят о помощи: помочь им добраться до особняка Брусницыных, который находился на Василеостровском острове. Когда они получили отказ, Эфес - старший из группы упоминает, что у Штурмана есть долг перед Корнетом. После этого, Штурман без раздумий решает помочь им.

Локации: Санкт-Петербург

Рецензия:

Вполне ожидаемо, что насколько необычной не была сказка, которую кто-то рассказывает ребёнку, она всенепременно была для рассказчика самой что ни на есть былью. Может, приукрашенной где-то, но былью. История о Зеркале Абсолюта - из таких.

Чтобы дистанцировать сказку от её рассказа, Денис писал разные части в разных временах. Рассказывалась сказка в настоящем времени, а происходила в традиционном прошлом. Особенно любопытен главный герой, Штурман. А особливо - краткий пассаж, что назывался бы Картографом, если б карты рисовал, а не в голове держал.

Я не могу не отметить язык. Как-то в прошлых работах на него не обращал должного внимания. В «Зеркале Абсолюта» подобраны очень звучные слова, красивые, необычные. Языком восхищаешься, но… говорил бы так Штурман, я чертовски сомневаюсь. А финал одновременно смешной и грустный. Но - на уровне. Хорошее получилось «Зеркало Абсолюта».

14. Ольга Швецова, Андрей Гребенщиков - Цветочек для Алёнушки

Начало Рассказа

Действие рассказа происходит в Московском метрополитене. Жена сталкера Максима - Анна рассказывает их дочке - пятилетней Алёнушке сказку про сталкера, который искал для своей ещё не родившейся дочери «Аленький цветочек».

Локации: Москва

Рецензия:

Вот рассказ, ради которого я и купил «Метро 2033: Сказки апокалипсиса»! Здесь фигурирует, хотя прямо и не называется станция метро Текстильщики, что всего в двух перегонах от моей «родной» станции.

Когда я читал «Цветочек…», поезд ехал аккурат по перегону Текстильщики - Волгоградский проспект. Представленные описания я наблюдал в режиме, так сказать, реального времени. Как я понимаю, приключения молодого отца описывал Андрей Гребенщиков, слог его. Ну а сказку рассказывала, красиво переиначив события в действительности на подходящий лад, Ольга Швецова.

Один из двух самых длинных перегонов Московского метрополитена описан весьма опасным, он чем-то напомнил Пояс Щорса. Как будто авторы оправдали таким образом, почему юго-восточные станции столь долго были терра инкогнито. И честно - мне понравилось. Ставку сделал правильно.

15. Михаил Табун - Мамзель (Басня)

Начало Рассказа

Избалованная дочь одного богатого ганзейца решила уехать на другие станции, думая, что там с ней будут обращаться также, как и отец. Под вечер, девушка уехала на дрезине с челноками, но в туннеле они попади в засаду упырей, в ходе которой все, кроме девушки, погибли. Вожак стаи решил оставить героиню на десерт…

Локации: Москва

Рецензия:

Легкомысленность - одна из плохих черт характера. За неё и жизнью поплатиться можно. И если человек судит обо всём мире по малой его части, даже крошечной, будет сам виноват в своих бедах.

Главная героиня - молодая красавица, мира не видевшая и жизни не нюхавшая. Всеобщая любимица, если правильно помню. По крайней мере, отец в ней души не чаял. И куда эта любовь её привела? Правильно, в никуда.

В отличие от «Свечи и Примуса», антураж вполне традиционен и не так сказочен. Это не умаляет ценности представленной басни, что только в плюс автору.

16. Константин Бенев - Изумрудная сказка

Начало Рассказа

Сюжет разворачивается в Московском метрополитене. На станцию Кольцевой линии «Октябрьская» из Полиса прибывает сталкер Лев. На станции, он встречается со своей знакомой - Бастиндой и псом Эли - Тато. Он рассказывает сказку Оленьке - девочке, которую Бастинда нашла в туннелях и взяла к себе жить, про путешествие девочки Эли и её друзей в Изумрудный Город.

Локации: Москва

Рецензия:

У скольких поклонников «Вселенной» так и чесались руки написать об Изумрудном городе, раскрыть его большую и важную тайну, да нельзя. Так, с грустью вздыхали они, кивая в сторону сталинской высотки МГУ, да и только.

«Настоящий немец» Дмитрия Ермакова показал, что вообще-то к юго-западным станциям пробраться можно и не через Лужнецкий метромост. В «Кошках-мышках» Анны Калинкиной протагонистка водила смельчаков туда, да вот постоянно что-то шло не так. И я не говорю о «Метро 2034» Дмитрия Глуховского, где герои звонили в какой-то звонок и ушли не солоно хлебавши.

Теперь по самой короткой и самой неудобной дороге в Изумрудный город отправилась целая команда персонажей, имеющий сходство с действующими лицами «Волшебника Изумрудного города». Причём в интерпретации Льва так и кажется, что это пересказ пересказа Волкова на постъядерный лад. И Константин, хоть прямо и не доказал, что есть жизнь за Воробьёвыми горами, оставил огромную надежду читателю, что она всё-таки там есть. А потому рассказ подкупает своей добротой, перемешанной с тяжёлыми реалиями сеттинга серии.

17. Александра Тверских - Там, где бродят волки

Начало Рассказа

События рассказа происходят в республике Адыгее, граничащей с Краснодарским краем. Жителя посёлка - Чижова вызывает к себе начальник селения Охотин. Когда Чиж заходит в кабинет, там собралась большая толпа народа как сельских, так и «кротов». Его начали расспрашивать, как он умудрился проворонить побег женщины с её мутантом-ребёнком. Так ничего и не добившись от Чижа, Охотин собирает карательный отряд, отправляемый на поиски ребёнка.

Локации: Адыгея

Рецензия:

Со времени выхода «Последнего убежища» прошло, напомню, четыре года. А там был рассказ новой авторессы Александрины «Dia Feliz» Тверских «Быть человеком». Честно говоря, я уже совсем не помню, о чём он был, да и, кажется, он меня не особо впечатлил, в отличие от других читателей. Впечатления же от «Там, где бродят волки» свежие и яркие.

Поселения Кубани представляются почти обычными сёлами. В этом есть некоторое сходство со «С тех пор, как случился Рагнарёк» Татьяны Живовой. Вот только Александра решила затронуть сложную и покрытую дымкой таинства тему вивисекции. Главный герой не так прост, как кажется поначалу, у него загадочная история. Весь сыр-бор в тексте связан с ребёнком Волка или ещё какого-то неведомого мутанта. А когда читателю ведают о нём, он обязательно удивляется. Я точно удивился описанному повороту событий. В неожиданный закоулок завела Александру её фантазия. И помогала ей в этом, видимо, «Красная Шапочка».

Немного не хватило своеобразного местного духа южных земель России, как это ощущалось у Шолохова. Нет, я не призываю писать, как он, есть же много способов передать атмосферу определённого региона. «Там, где бродят волки» могли бы произойти не только под Краснодаром, но и где угодно. Возможно, это можно счесть достоинством, ведь в остальном рассказ приятен, но всё-таки не зря произведения пишутся о конкретном месте, хочется почувствовать его дух, особенность. Так или иначе, сюжетно и стилистически рассказ Александры весьма и весьма неплох.

18. Сергей Шивков - Будь как дома, путник

Начало Рассказа

Действие рассказа происходит на Белорусской-радиальной. Владелец собственного отеля «Сам зашёл» Штык чего только не слышал от местных жителей и клиентов, какие только постояльцы не были: и фашисты, и красные, и анархисты с Гуляй-польской республики, и Свидетели Иеговы со Сторожевой Башни.

Во время случайной трапезы, Штык вспоминает про своего друга Дрона, жившего на Добрынинской, и про то, как сам обустроился на станции.

Локации: Москва

Рецензия:

Кажется, Сергею интересно раскручивать тему загробного мира. И «Будь как дома, путник» выглядит более жутким по сравнению с предыдущими работами Шивкова. Ещё когда читал черновой вариант после объявления победителей, рассказ шокировал.

Здесь нет того приятного советского духа, что наполнял «Площадь Революции» и «Народного ополченца». Здесь несколько другой слог, и место действия иное. Но всё-таки чувствуется: автор тот же! Просто фантазия его пошла здесь немного по другому пути, и вот уже появляются жуткие лизуны, от описания которых мурашки по коже.

Честно говоря, можно было, пока монстры сидели у себя в номере, сколотить карательный отряд и зачистить гостиницу. Неужто героя столь польстили халявные патроны? Из-за вот этой жути всё-таки для меня этот рассказ проигрывает и остальным работам автора, и некоторым другим произведениям сборника. Увы.

19. Анна Калинкина - Ведьма с Ваганьковского холма

Начало Рассказа

На станцию «Кропоткинская» приходит сталкер Тимофей, который предлагает двоим друзьям-новичкам Максиму и Валере отправиться с ним к недавно обнаруженному им тайнику в районе Кремля. Однако все сталкеры станции отказываются туда идти, т.к. там завелась ведьма, которая может обернуться кем угодно. Соглашаются лишь Максим и Валера под предлог того, что Тимофей весь район вокруг знает, как свои пять пальцев.

Локации: Москва

Рецензия:

Трижды Анна Калинкина принимала участие в конкурсах рассказов, но только на третий раз её рассказ вошёл в сборник. «Ведьма с Ваганьковского холма» в целом отвечает традиции своей авторессы вводить и обыгрывать байки. Чем страшнее - тем лучше.

Никогда не проверяю, бытовала ли та или иная байка в действительности, но если правда, то удивительно, как хорошо тутошняя подошла под мир «Вселенной». Впрочем, при хорошем воображении и эрудиции можно связать и «Алису в Стране Чудес» («Родственные души»), и «Волшебник Изумрудного города» («Изумрудная сказка»), и «Красную Шапочку» («Там, где бродят волки») с постъядерным миром. Что уж говорить о городских легендах, так и просящих, чтобы о них замолвили слово.

Финал рассказа ироничен. Вот до чего может довести излишняя суеверность! И уже сомневаешься, вдруг герою всё привиделось, и не зря ему на Красной Линии «топор точили».

Разумеется, Анна не обошлась без отсылок. Их тут не столь много, как в её романах, но они тоже есть, и это как раз то, чего многим другим произведениям антологии не хватает. Что ж, «Ведьма…» произвела неплохое впечатление. В духе романов Анны. С байками, жестокостью по отношению к одному-двум персонажам и лёгкой иронией под конец.

20. Михаил Табун - Атака блокпоста (Басня)

Начало Рассказа

После отражения атаки мутантов на блокпост, солдат, отразивших атаку, на станции встречали как героев. Среди прочих защитников был один, который всю славу забрал себе, говоря всем жителям, что только благодаря ему атаку удалось сдержать. Услышав это, остальные постовые, которые были вместе с ним в момент атаки, скрутили его и уволокли. Все жители станции, увидев это, разошлись по своим делам, поняв, что солдат, который хвалился, был трусом.

На самом деле, во время атаки мутантов, этот парень трусливо прятался за мешками с песком. Настоящим героем был пулемётчик, который и остановил мутантов.

Локации: Москва

Рецензия:

Вот и последняя байка Михаила в «Сказках апокалипсиса». Ещё одна секция основной линейки рассказов прочитана, и в последнюю условную четверть я вхожу с «Атакой блокпоста».

Как и всегда, мораль сей басни такова, что ясна она по всем словам. Как и в «Мамзели», здесь действуют обычные люди, но посыл в очередной раз прозрачен: не хвались и не завирайся. В этом отношении «Атака блокпоста» по преподнесённой мысли во многом схожа со «Свечой и Примусом».

В рекламном анонсе на сайте издательства басни из цикла «Без патронов» представлялись фразой «Впервые постапокалипсис заговорит стихами!» Что ж, эпиграфы и стихотворное содержание «Отступника», написанные Майком Зиновкином, не несут какой-то особой сюжетной нагрузки и призваны предвосхитить основной текст. Хотя, буду честен, я был бы не против романа в стихах за его авторством. Однако Михаил Табун показал, что стихи - отличная форма, чтобы рассказать читателю полезную историю. Не знаю, смог бы наш баснеписец попробовать себя в крупной форме, опять же в стихотворной, но прочитать хоть один роман в стихах, да ещё в стиле тутошних баек, было бы интересно. А пока снимаю мысленно шляпу в знак признательности автору.

21. Сергей Шивков - Сказочник

Начало Рассказа

Действие начинается на одной из станций Красной Линии. Группе сталкеров под командованием Кота, по приказу члена Политбюро КПМ Владимира Новикова было поручено доставить «важную шишку» в лице Вениамина Мельникова на Кропоткинскую. Но идти нужно по поверхности. Сталкеры соглашаются, но взамен требуют предоставить новое жильё на Театральной для своего командира.

Локации: Москва

Рецензия:

Последний в сборнике рассказ Сергея Шивкова вновь напрямую связан с коммунистической тематикой, зато тема смерти отошла на второй план. Ну, в целом. У «Сказочника» совсем иной стиль, дух. Для автора это в плюс, но из всей антологии мне полюбилась «Площадь Революции», вот незадача.

Если ничего не путаю, остальные произведения Сергея написаны от третьего лица, а вот «Сказочник» - от первого. Это накладывает некоторую тайну на личность главного героя. Его толком не видно, потому что читатель сидит, по сути, внутри рассказчика. Его мотивы расплывчаты и неочевидны. Да что уж там - даже прозвище (не имя!) соотносишь с трудом с протагонистом. Хотя… протагонист ли рассказчик? Даже сам текст озаглавлен в честь учёного, коего сопровождает отряд красных сталкеров.

В отзыве на «Родственные души» Юрия Харитонова я заметил, что питерские истории начинают выстраиваться в единую цепь, обёрнутую вокруг грядущей приморско-веганской войны. И совсем не обратил внимание, что и в Москве уже давно назревает новый конфликт в Большом метро. Сиквел Второй Мировой войны, красно-рейховская война. Кажется, сюжет игры «Метро: Луч надежды» выстроен вокруг неё, но, поскольку я не играл в неё, точно говорить не берусь. Так или иначе, к этой войне время от времени тоже возникают отсылки. И «Сказочник» как раз из таких. Это делает его финал по-настоящему неожиданным. Прям обухом по голове, но почему-то такой вариант меня и слегка разочаровал. Но, по крайней мере, дебют у Сергея Шивкова получился отменным.

22. Ярослав Костин - Бонти

Начало Рассказа

Леонид Ботин - клоун со станции «Театральная» однажды попадает в просак: он ставит сказку «Метромок», где якобы порочит честь Красной Линии и его арестовывает следователь Игорь Сорокин. Перед расстрелом, Леонид просит поставить последнее представление, чтобы на нём лично присутствовал товарищ Москвин.

Локации: Москва

Рецензия:

Последний дебютант в сборнике представил ещё один рассказ о Красной Линии. Вообще о ней чего-то немало понаписали, даже странно. Понимаю, крупное государство, но всё-таки. «Бонти» хорош тем, что выбранное место действия полностью оправдывает сюжет.

Казалось бы, что может быть плохого в «Теремке». Может, я и не застал славные советские времена, но почти уверен, что эта сказочка тогда благополучно продавалась (или раздавалась, не важно). Другое дело, что постъядерное переложение от лица клоуна не понравилось руководству, но можно было нормально согласовать переделанный сюжет или хотя бы раскрыть задуманную интерпретацию зрителю, что произносится Ботиным на допросе.

На самом деле допрос - самая нелицеприятная часть в рассказе. Да она в любом произведении не очень. Если допрашивают «плохие парни», чувствуешь к ним ненависть, а если «хорошие», разочарование в них. А вот после допроса начинается самая трогательная часть рассказа. Правда, «девочку» сорокалетним мужиком я только один раз смог представить - когда об этом написали, но в остальном получилась очень яркая картинка.

Доброта, проникшая во вторую половину «Бонти», спасла его. Кстати, и без кавычек. Поэтому я считаю, что дебют у Ярослава удался.

23. Павел Старовойтов - Сказка про Зло

Начало Рассказа

Действие рассказа происходит в Бауманском альянсе. На Электрозаводской рабочие пришли на рабочие места, однако света ещё не дали и они начали переговариваться между собой, рассказывать истории. Тут один из работников с Семёновской начал рассказывать сказку про Зло.

Локации: Москва

Рецензия:

Автор, с чьего рассказа начинается антология, представил ещё одно произведение. Составитель поставил его почти под конец, и могу сказать, что отличаются «Фальшивая жизнь индивида» от «Сказки про Зло» как небо и земля.

Насколько я помню, на конкурсе вся сказка не рассказывалась, а была рассказом. В печатном варианте же её обвесили бауманскими мастерскими. Теперь сказку про Зло рассказывает не пойми кто. И слушатели время от времени вставляют свои комментарии. В таком формате первоначальная сказочность пропала, зато вместе с бытовухой, так и сочившейся в черновике. Она, кстати, мне и некоторым другим читателям не особо приглянулась. Рад, что Павел поправил рассказ.

Тем не менее петь дифирамбы я не собираюсь. Финал убивает весь рассказ напрочь. Просто потому, что их здесь - вы только подумайте! - три! И это не считая, так сказать, «внешнего» финала, когда включают свет, а рассказчик пропадает. Допустим, в реальной жизни могли бы заставить оратора изменить конец истории, но в рассказе такое не приемлемо, как мне кажется. Да, с каждым разом финал подбирался к тому идеалу, что я всегда ожидаю от последних строк, но вторая и третья версия представляются совершенно оторванными от той сказочной реальности, что так красочно выписывалась до этого. Только потому, что остальной текст, язык и идея хороши, я закрываю глаза на многофиналье.

24. Ольга Швецова, Андрей Гребенщиков - Спаси и сохрани

Начало Рассказа

Действие разворачивается в Екатеринбурге. Иван Мальгин и Мастер Вит попали в Пояс Щорса - аномальное место, откуда почти никто не выходил. Вит говорит Ивану, что у Щорса можно спросить любой вопрос и он на него ответит. Иван отходит от Мастера и задаёт вопрос: как зародился Пояс Щорса? Перед ним всплывает телефонная будка, а патроны в рюкзаке у Ивана сменяются на двухкопеечные монеты. Положив одну из монет в приёмник, Иван слышит, как его же голос и голос Светланы - погибшей девушки Ивана, рассказывают историю появления Пояса Щорса, который появился в 2016 году...

Локации: Екатеринбург

Предыдущая Книга: Ниже ада

Сайдквел: Обитель снов

Рецензия:

Цикл «Ниже ада» насквозь мистичен, этого у него не отнять. В нём много загадок, много мрака, много нюансов. Новый рассказ в его рамках дополняет ранее вышедшие произведения, плюс вносит в авторы цикла ещё одного. Вернее, одну. Ольгу Швецову.

Когда «Ниже ада» только выкладывался по главам на портале, а было этого года четыре назад, и дело дошло до последней главы со Светой, я пообещал (не помню только, письменно или мысленно) не прощать Андрею её смерть. Что ж, если бы «Вселенную Метро 2033» экранизировали, можно было бы пригласить актрису, игравшую Свету, сыграть Юлию. Более реалистичный вариант: я без понятия, читался ли «Ниже ада» в одиночку, но, если бы его превратили в полноценный аудиоспектакль, каждому действующему лицу по голосу, то голос Светы по-настоящему мог зачитывать историю рождения Пояса Щорса.

Всё, ухожу от сослагательного наклонения, пока не поздно. История Володи и Юлии, история сильной любви, ощущалась какой-то бо́льной. Я сейчас про ту боль, когда ударился локтем или ещё чем да так, что попало по нерву, и в глазах рябит. Вот такие же ощущения от описанной истории любви. То есть буквально сопереживаешь им, потому что душа болит вместе с их душами. Не уверен, но, наверное, Ольга и выписывала полностью или частично линию Юлии. По крайней мере, вот эти болевые ощущения пару раз проскальзывали и во время чтения «Стоящего у двери». В «Ничьём» их, кстати, не было. А вот обилие мистики, вплоть до прозрачной преграды, поддерживают дух «Ниже ада», дух, переданный роману Андреем Гребенщиковым. И линия Володи - наверняка его. И этот стиль мне нравится больше, чем нынешний разудалый. Ведь, если не ошибаюсь, рассказ ровесник не соседям по антологии, а самому «Ниже ада». Младший родственник всё равно, но можно назвать ровесником.

Сильное произведение, написанное отличным тандемом, но всё-таки обилие странного немного запутало меня, а это не всегда хорошо, когда читателя путают. Тем не менее получилось здорово, и в духе так давно вышедшего романа. А, и возвращение Ивана Мальгина на страницы книг «Вселенной» - неоспоримый плюс.

25. Вячеслав Бакулин - Короче, все умерли

Начало Рассказа

Действие разворачивается на ВДНХ. Артём и Пётр Андреевич сидят у костра, и Пётр рассказывает Артёму сказку, где умерли все её герои…

…По слухам, жил на Кузнецком Мосту один торговец - дед Макарыч, который владел своим магазином «Универмаг». Была у него приёмная внучка Алёна, которая любила сталкера Репку. Но Алёну также любил бандит с Китай-города - Жучка.

Однажды, в сговоре с Жучкой, дед подставляет Репку перед самой свадьбой с Алёной, и его убивают на поверхности братья Огородниковы - наёмники с Китая.

Локации: Москва

Рецензия:

Завершающий рассказ сборника. Внеконкурсный. Бонусный. От редактора. Можно сказать, на нём заранее знак качества. Вячеслав знает предложенную им же тему лучше тех, кого он взял на борт «Сказок апокалипсиса», и было безусловно интересно узнать, как же выглядит сказка апокалипсиса с его точки зрения.

Гаденький внутренний голос в какой-то момент чтения пискнул, что, мол, рассказ-то вторичен! Я бы с радостью засунул это высказывание туда, откуда оно пришло, да вот посеяло оно во мне лёгкое разочарование. «Семнадцатизарядная вера» была по-настоящему самобытной, неожиданной, а «Короче, все умерли» как будто примерили на себя чьи-то старые наряды. Сам рассказ - самый близкий приквел к «Метро 2033». Он открывает несколько минут, максимум, часов до начала оригинального романа. И что же мы видим: Артёму рассказывают сказку-переложение про репку. Кстати, немало рассказов конкурсантов строились по схожей схеме. Кажется, в отзыве на «Ведьму с Ваганьковского холма» Анны Калинкиной я некоторые из них перечислял. Значит, вот оно, точное попадание в святая святых: мысли Вячеслава Бакулина!

Кстати, об Анне. Внезапно главный редактор проекта не раз и не два отсылает свой рассказ именно к её романам. Вплоть до использования Кошки на последних страницах «Короче, все умерли». И это особенно хорошо: кто, как не редактор «Вселенной Метро 2033» должен радеть за объединение сюжетов?

Название рассказа в какой-то мере спойлер. Но он нисколько не умаляет его интересности. Приятное послевкусие оставляет фраза, приводящая читателя на порог «Метро 2033», романа, с которого всё началось.

Аудиокниг Нет

Авито
×