Вселенная Метро 2033: Сумрак в конце туннеля

Метро 2033: Сумрак в конце туннеля

Карта

Редактор-Составитель

Вячеслав Бакулин

Номер Выхода

43

Дата Выхода

Декабрь 2013 года

Буква

С

Локации

Екатеринбург, Самара, Челябинская обл, Москва, Рязанская обл, Санкт-Петербург, респ Карелия, Киев

Предыдущий Сборник

Метро 2033: Последнее убежище

Следующий Сборник

Метро 2033: Сказки апокалипсиса

Переплет

Мягкий

Кол-во Страниц

352

Метропедия

- второй сборник рассказов различных авторов в серии под редакцией Вячеслава Бакулина, написанный в рамках «Вселенной Метро 2033».

О Книге:

Аннотация

Темны туннели Москвы и Питера, Новосибирска и Екатеринбурга, Ростова-на-Дону и Нижнего Новгорода, Киева и Харькова… Но даже в них, последних убежищах человечества, нет-нет, да и сверкнет луч надежды для всех выживших. Что выхватит он из мрака? Свет или тьма поджидает в конце туннеля дерзкого? Двадцать один ответ на этот вопрос - результаты второго официального конкурса рассказов портала metro2033.ru. И традиционный бонус - эксклюзивная история от главного редактора "Вселенной" Вячеслава Бакулина!

От Глуховского

Лучшие из романов "Вселенной Метро" написаны не профессиональными литераторами, а новичками, энтузиастами, фанами. Лучшие из лучших становятся настящими писателями, их книги переводят на иностранные языки, публикуют в других странах... А впервые заявляют они о себе вот так: побеждая в конкурсах рассказов из мира "Метро 2033". В этой книге - лучшие авторы портала Metro2033.ru, лучшие постапокалиптические истории Рунета.
Такое нельзя пропустить!

Критика

Отзывы от Леонида Добкача из поста Вконтакте, если не написан другой автор.

Рецензия О Сборнике В Целом:

Итак, «Сумрак в конце туннеля» дочитан. Что можно сказать о нём в целом? Ну, во-первых, он на голову сильнее «Последнего убежища». Во-вторых, здесь было очень мало рассказов - для меня, - которые не понравились. В-третьих, второй сборник получился более цельным и живым. Авторы, отобранные на конкурсе, были смелы, и, возможно, именно это подкупило редактора.

У данной антологии была тема. Тьма или свет в конце туннеля? Судя по названию книги, в конце туннеля не мрак и не свет. Сумерки не годятся - они могут быть на поверхности. Сумрак - в точку. И, честно признаюсь, я не могу сказать, что в сборнике больше мрачных рассказов. Их тут, если не ошибаюсь в своих впечатлениях, всего три: «Я же говорил!» Дениса Дубровина, «Цепь» Элоны Демидовой и «Бритва Оккамы» Никиты Аверина. Остальные - нет, не светлые. Хотя и такие в оставшейся части есть, само собой. Рассказы сумрачные. Либо всё для героя плохо, а в целом - не всё так ужасно. Либо, наоборот, с героем-то всё нормально, а вот ситуация в целом наводит на грустные мысли.

Впрочем, светлых рассказов тоже по пальцам одной руки можно пересчитать. Сходу назову «Котёнка» Леонида Елсакова, «Прошедший день» Артёма Степанова и «Работу над ошибками» Киры Иларионовой. И, выходит, сумрак наш более материален, чем это казалось до прочтения. И проглядываются в нём как чернильные пята тьмы, так и лучи света и надежды. И это прекрасно. Второй заход, к счастью, вышел даже лучше первого. Впереди поляков ждёт их собственный сборник рассказов в формате сетевой публикации, а нас - «Сказки апокалипсиса». Что ж, ждём!

Ссылки на рецензии и отзывы на книгу на разных сайтах:

Рецензии на Лабиринте
Отзывы на Литресе
Обсуждение ВК
Иллюстрации Из Книги

Все Рассказы В Книге

1. Константин Бенев - Запасной путь

Локации: Санкт-Петербург

Следующая Книга: Царица ночи

Рецензия:

Рассказ этот я читал давно, ещё до всякого редактирования, и вот, он на бумаге. Константин всегда умеет вкладывать в свои произведения атмосферу праздника, даже если такового в тексте и нет.

Казалось бы, что может быть необычного в истории человека, потерявшего свою любовь? Что может заинтересовать в туннелях и жизни в метро? О, не всё так просто. Не зря ведь рассказ озаглавлен как «Запасной путь». Он - настоящее чудо.

И вновь уже Шурик со своей Леной. Назло времени и реальности. Наверное, без таких произведений было бы скучно читать серию. Спасибо Константину, что он умеет открывать для читателя те закутки фантастического мира, которые другие не замечают.

2. Игорь Осипов - Первое задание

Начало Рассказа

Молодой сталкер получает первое задание по поиску сталкера. В ходе расследования он натыкается на гнездо ранее неизвестного мутанта.

Продолжение

В 2016 году автор начал работу над романом "Бег по краю", действие которого, в отличие от его предыдущих, происходит в Москве. Фигурируют школа сталкеров и Старик, наставник оттуда, а также упоминаются события рассказа. Выясняется, что главного героя, Максима Ивина, после зачистки гнезда стрекозоидов нарекли Энтомологом.

Также к рассказу имеется отсылка в романе «Перекрёстки судьбы», где Игорь Осипов принял участие в качестве одного из авторов под общим псевдонимом Павел Макаров.

Локации: Москва

Рецензия:

«Первое задание» по сравнению с «Запасным путём» написано позже, но за прошедшие два года «разница в возрасте» стёрлась. Рассказ читал ещё на конкурсе, правда, в моей памяти он смешался по непонятной причине со «Смертельным оружием» Станислава Богомолова, не прошедшего отбор Вячеславом Бакулиным.

Обычно люди отождествляют себя с главным героем. Я же - с автором. Особенно, если рассказ написан от первого лица. Поэтому тот факт, что протагониста зовут вообще-то Максим, я встретил с удивлением. «Как Максим, вас же Игорь зовут!» Забавно получилось. Да и вообще - забавных моментов в тексте не один и не два. Не сказать, что автор юморит направо и налево, но и серьёзным его повествование назвать могу лишь с небольшой натяжкой.

Честно говоря, надеялся, что в последней редакции рассказ обзаведётся приветом «Страннику» Сурена Цормудяна, на который «Первое задание» походит и атмосферой, и местом действия. Разве что политику не затрагивает, но всё же. Надежда не оправдалась, но не беда, иногда отсылки действительно лишние.

Чего по-настоящему не хватило, так это Ники. Но Игорь уже оправдался, что девушку выкинули специально, так что ладно уж. И так хорошо. Максимка стал настоящим сталкером, не умер, а чего ещё для жизни сталкеру надо? (Уверен, что Игорь на этом месте скажет «Бабу!», но это уже совсем другая история.)

3. Андрей Гребенщиков - Здесь живут призраки

Локации: Москва

Рецензия:

Очень не люблю, когда опаздывают. Себе не позволяю, и других осуждаю. Здесь эта проблема обыгрывается самым непосредственным образом.

Не знаю, то ли кафе, в котором иногда всё по-старому, - личная галлюцинация героя, то ли темпоральная аномалия, но каждый раз, год за годом, приходить сюда и ждать у моря погоды… Наверное, герой сумасшедший. Или влюблённый. Хотя какая разница? Все влюблённые немного того. Правда, он ждёт жену, и, видно, она ещё не приелась ему в свете бытовых реалий совместной жизни.

Помнится, Андрей специально раскидал по тексту упоминания названий романов серии, но вот зачем - уже не помню. Особенностей никаких для сюжета они не сделали. Ну, разве что можно попытаться отыскать в Москве питейное заведение, начинающееся на «Питерск…», рядом с книжным магазином «Британия», но ни на что другое эти самые упоминания и не годятся.

Ведение повествования в настоящем времени и от первого лица замедляет ход событий, делает каждое выдержанным, как будто не текст перед глазами, а дорогое вино в бокале, которое смакуешь медленно-медленно, чтобы ни за что не забыть его вкус. И вкус у «Здесь живут призраки» определённо есть!

4. Денис Дубровин - Я ведь говорил!

Начало Рассказа

На Торговый город нападают бандиты, и жители атакованной станции эвакуируются в туннели. Одна из групп попадает в помещение, откуда не могут выбраться. Большинство погибает, не дождавшись подмоги со станций. Когда же на комнату набредает один отряд, они вскрывают дверь и обнаруживают троих выживших. Один из них, Сашка, под нос повторяет «Я же говорил вам! Говорил ведь! Говорил…».

Локации: Санкт-Петербург

Рецензия:

В отличие от предыдущих рассказов, этот я на конкурсе не читал, а после объявления его итогов лишь пролистал на предмет локации. Потому для меня «Я же говорил!» стал совершенно новым текстом.

И, на мой взгляд, произведение Дениса является самым мрачным из уже прочитанных. Да, трое, в общем-то, выжили, но опустились уж слишком сильно. Они прожили более трети года в маленькой тесной комнатке, пожирая галеты и сношаясь с первой красавицей Торгового города. И если последнее было доступно всё время, то откуда взялась такая прорва еды (и воды), я, признаюсь, не уловил.

Да и вообще странно, как эти люди не задохнулись при двух трупах и собственных, гм, экскрементах. Не раскрыта тема Большеголового. Как я понял, он так и не посетил ребят. Ещё осталось неясным, на какую станцию пытались попасть люди? Если под бандитами имелись в виду веганцы, то вообще-то ни на какую. А если с юга синей ветки, то непонятно, кто такие. С истинными бандитами из Кировской бригады и банды Летунов как-то Торговый город не особо пересекается!

Короче, рассказом впечатлился, но не могу с уверенностью заявить, что он мне понравился…

5. Алексей Молчановский - Зачем

Локации: Москва

Рецензия:

Этот автор мне совершенно не знаком. Я не знаю его стиль, характер, любимые темы… А когда не знаешь - редко хватаешься за рассказ сразу. Вот и я повременил с прочтением «Зачем», но потом заставил открыть нужную страницу, и…

Сначала всё шло довольно скучно и обыденно. Мужик припёрся на бандитскую станцию за каким-то макаром. Прекрасно, и что? Некоторый диссонанс создавал эпиграф за авторством Анны Ахматовой. И момент, когда герой представляется музыкантом, окончательно растопил моё сердце. «Зачем» стал мне нравиться.

Затем были и песня, и поход на поверхность, и разговоры об искусстве… Конец можно назвать мрачным, но вроде как никто не умер. Не будь тема сборника - свет или тьма в конце туннеля - этот рассказ смотрелся гораздо лучше без последних двух сцен. Рассуждения об искусстве завораживают своей простотой и некой грустью. Ведь мало кто действительно обращался к нему в предыдущих произведениях! Но и в нынешнем виде «Зачем» получился очень симпатичным.

Не могу не отметить определённое тематическое и идейное сходство с «Здесь живут призраки» Андрея Гребенщикова. Но если там во главу угла ставилась именно любовь, то здесь - искусство. И, наверное, правильно, что эти два одновременно похожие и непохожие рассказы разделяет совершенно другой «Я ведь говорил!».

6. Артём Степанов - Прошедший день

Локации: Москва

Рецензия:

Андрей Гребенщиков имеет в серии больше всех произведений. Это три рассказа, два из которых попали в данный сборник, два сольных (и третий выйдет в течение этого года) и один, написанный в соавторстве, романы. Он неплохо себя проявил и ещё не раз порадует нас своей нестандартной фантазией, используя мистику, любовь, путешествия, политику, мат и другие темы для своих нужд…

Вы думаете, зачем я пишу о творчестве Андрея в рамках рассказа за авторством совершенно другого человека? О, всё просто. Кто читал «Обитель снов», вспомнит, как Ник Кузнецов водил девчонок в подземную квартиру, вырубленную жителями Бульвара Дмитрия Донского неподалёку от станционного комплекса. А что мы видим здесь, в «Прошедшем дне»? Парень привёл девушку в настоящий дом на поверхности, первый этаж которого обустроен на старый лад, да ещё и немного защищён от проникновения мутантов. В обоих случаях имеет место ностальгия по прошлому, и в обоих случаях мужской персонаж становится гидом по миру прошлого. Но, в отличие от Андрея, Артём ввёл в повествование настоящую любовь двух уже взрослых людей, и для них это прошлое знакомо не понаслышке. Да, не обошлось без рояля в кустах в виде того факта, что Яна проживала в сим доме до Катастрофы, и бога из машины в виде камина с по… хотя не скажу, спойлер же. (Правда, с последним можно поспорить, но мне это видится именно так.)

В результате получился очень светлый рассказ, одно из тех пятен света в кромешном мраке туннеля, в конце которого читатель этого сборника, по идее, и находится. А я вообще сторонник Света, так что сами понимаете, «Прошедший день» мне понравился.

7. Ольга Швецова - Верю, что ты есть

Локации: Москва

Рецензия:

Я никогда не скрывал, что являюсь атеистом. Не верю в Бога, и всё тут. Однако отец привил маломальское уважение к религии. Нельзя не отметить, её вклад в культуру колоссален, и просто так отбрыкаться от этого факта нельзя.

И религия в мире «Вселенной Метро 2033» не забыта. Множество сект, осколки старых церквей, отдельные верующие. «Корни небес» Туллио Аволедо, посвящённые постъядерному католицизму, и «Белый барс» Тагира Киреева, пронизанный насквозь исламским духом, опять же. Нашлось место и судьбе православия. Вернее, православных. Главный герой рассказа - верующий и бредущий к Храму Христа Спасителя. Имеют место односторонний диалог с Всевышним, рассуждения на тему «почему это произошло?» и «откуда взялись твари?». И вот уже Москва отступает на второй план, кому она нужна, вместе со всеми мутантами и даже храмом, куда стремится сталкер?!

На шести страницах Ольга не спасла мир, не перевернула всё вверх дном или ещё что-то… Просто Сергей шёл к своей цели, рассуждал о бренности бытия и периодически спасался бегством от агрессивной фауны (чтобы читатель не уходил целиком в голову персонажу). Его мысли интересны не только верующим, но и их извечным оппонентам. Получилось неплохо.

8. Тимофей Корниенко - Последняя история Достоевской

Продолжение

Несмотря на то, что намеренной и явной связи между рассказом и романом «Царство крыс» нет, «Последнюю историю Достоевской» можно назвать его приквелом.

Локации: Москва

Рецензия:

Рассказ на конкурсе я не читал, ибо поставил себе задачу более-менее ознакомиться с работами только друзей, знакомых и тех, кто попросит почитать их произведения. Когда узнал результаты, «Последнюю историю Достоевской» мельком пролистал, убедился, что история эта именно о московской Достоевской, а не, скажем, о петербургской, да немного ознакомился с содержанием.

Нетрудно догадаться, что довольно скоро сюжет позабылся, и спустя два года рассказ я читал будто в первый раз. Собственно, в каком-то смысле так оно и есть! Ведь ранее внимательного прочтения не было. Однако тот факт, что я, можно сказать, напрочь забыл, о чём повествовалось в тексте, говорит о том, что «Последняя история Достоевской»… нет, не неинтересна, иначе бы Вячеслав Бакулин не выделил рассказ в основную группу. Скорее, эта самая история сера, как жизнь Игната. Есть красивые «сполохи», вроде той же сцены в туннеле со старухой, но в общем ничего интересного произведение не представляет.

Ещё не понравилась атмосфера рассказа. Вернее, даже лучше сказать, её стиль. Такое ощущение, что Тимофей написал рассказ в том самом шестнадцатилетнем возрасте, и к моменту конкурса особо и не редактировал (да и редактор / корректор обделил рассказ этим действом: -тся / -ться - ну как так можно?!). Получилось несколько по-детски просто.

Хорошо, что, несмотря на обитаемость станции, «Последняя история Достоевской» не противоречит «Царству крыс» Анны Калинкиной. Станция переживает кризис, рядом гнездо пауков, да и Театр Российской Армии представлен местом довольно мрачным. Однако рассказ всё равно самостоятелен (приквел же!). Не сказать, что плохой, но и любимым не стал, увы.

9. Евгений Шкиль - Явление Святого Эрнесто

Начало Рассказа

Рассказ берёт начала 1 мая 2033 года. После захвата власти Аркадием Верхоянским, местного попа, Отца Арсения (Арсена Колеева) отвели на казнь, которая должна была пройти через съедение виновного муравьями-мутантами. Далее следует предыстория о том, как начинались «Вера в Святого Эрнесто», Новомирье и Страна Десяти Деревень. От смерти попа спасает приход Кухулина и его команды. Они спасают Арсения и решают остаться, чтобы свершить революцию. Спустя четыре месяца борьбы Верхоянский был свергнут, а Эрнеститы стали основной церковью.

Продолжение

Рассказ лёг в основу мини-дилогии «Гонка по кругу».

Локации: Рязанская обл.

Рецензия:

Не помню уж, что я написал в отзыве на данный рассказ в своё время, но я уже тогда был почти уверен, что «Явление святого Эрнесто» понравится Вячеславу Бакулину. Это не такое уж маленькое произведение не только о новой локации (кстати, Рязанская область - условная договорённость с автором, там есть только Семёновка из упомянутых деревень), но и человеческой вере.

Но новая локация - это важное испытание для человека пишущего. Просто сказать «дело было в городе N» нельзя, нужно создать вокруг этого места полновесную картину мира, убедить читателя, что именно там могли произойти последующие события. И прописан этот мир, «Новый мир», очень хорошо и подробно.

Второе задание, которое самому себе дал автор, - это описать человеческую веру, человеческие эмоции. Можно было скатиться к шаблонной секте, но Евгений решил сделать немного по-другому. Эрнеститы показаны хорошими людьми, а вот Божественный Совет - в противовес им - средоточие зла, которое очень желательно закидать гранатами и уничтожить на корню. Что, собственно, гости Новомирья благополучно и делают. И как раз последователи Верхоянского больше похожи на традиционную секту, какой я представляют в других романах.

Есть что-то забавное в том, что Кухулина Арсений счёл за явившегося наконец святого Эрнесто. Мужик разубеждать разубеждал, да плюнул на это неблагодарное дело, помог совершить революционный переворот и смылся в Москву. Действие рассказа происходит в мае, так что не удивлюсь, если в одном из будущих романов о Москве герои повстречаются с бравым мутантом и его верной спутницей.

Кстати, о связках. Я почти уверен, что на конкурсе, помимо прямейшей отсылки к «Безымянке» Сергея Палия, фигурировал привет «Ниже ада» Андрея Гребенщикова. А тут я его как-то не нашёл… И тем не менее произведение заняло свою нишу в серии. Буду с нетерпением ждать «Отступника» Евгения Шкиля и Элоны Демидовой. Почти уверен, что роман мне понравится так же сильно, как и «Явление святого Эрнесто».

10. Андрей Койнов - Вечный сон разума

Продолжение

Захваченная мутантами-«матросами» тюрьма «Матросская тишина» упоминается в романах «Хозяин яузы» Анны Калинкиной и «Рублёвка-2» Сергея Антонова.

Локации: Москва

Рецензия:

В «Последнем убежище» был рассказ «Надежда в подарок» Александра Койнова, очень сильно мне понравившийся. И я очень ждал конкурса, чтобы прочитать его новую работу, и работу его брата. Но «Хранитель смерти» меня не впечатлил, да и «Вечный сон разума» тоже…

На самом деле Андрей Койнов написал хороший рассказ. Не впечатлил он меня в первую очередь потому, что выглядит несколько сумбурным. Причём, что любопытно, сумбурность эта продуманная, управляемая. Наверное, если глубоко и серьёзно анализировать рассказ, то можно будет составить полные характеристики персонажей, объяснить их мотивации, одним словом - уничтожить сумбурность.

Моё же дело маленькое - сказать пару слов о произведении, потому что не хочу забыть, поделиться впечатлениями, назвать выявленные недостатки. И, как ни странно, я НЕ считаю сумбурность минусом. Но и плюсом назвать не могу. Могу отметить героев. Лунатик не выписался, это точно. Он здесь вообще выглядит литературным балластом. Проповедник кажется вполне типичным сумасшедшим, а вот Лысый - наоборот, вполне нормальным человеком, как и Алексей. Их разговоры занимают большую часть рассказа, но не кажутся лишними, что очень хорошо.

В результате могу заметить, что рассказ не плох, но и лучшим бы я его не назвал.

11. Нина Золотова, Михаил Миков - Двое на крыше

Продолжение

Когда серия только зарождалась, Киевский метрополитен был поделён между двумя авторами: Александром Шакиловым и Сергеем Недорубом. Роман первого, «Война кротов», вышел в декабре 2010 года и описал Святошинско-Броварскую линию. Роман Сергея, «Красный вариант», вышедший в марте 2018 года, посвящён двум остальным линиям, на всей территории которых располагается неоднородное сообщество Крест. Выход данного рассказа едва не перечеркнул на корню данную задумку.

Фрагменты «Двоих на крыше» процитировал Никита Аверин в романе «Крым-3», а также непосредственно описал сам Метроград.

Локации: Киев

Рецензия:

С момента выхода «Войны кротов» Александра Шакилова прошло уже более трёх лет, а Киев так и оставался лишь с одной исследованной линией. «Красный вариант» Сергея Недоруба так и не пропустили в серию, и идея автора создать на двух оставшихся ветках единое государство канула в Лету.

Теперь, с выходом сборника, государство Крест и вовсе не сможет появиться, ибо ключёвое положение на карте занял Метроград. Собственно, рядом с ним и происходит действие рассказа. Парень и девушка сидят на крыше трансформаторной будки и пытаются перебраться из неё поближе к входу в метро. Внизу алчут свежего мяска псы-хорты, а рядом дрыхнет птеродактиль с труднозапоминаемым названием (выкрутился!). (Нет чтобы лыбидем назвать, как у Александра, но на то воля авторов.) Безвыходная ситуация, да?

И вот, когда уже Первый собирается стать кормом для стаи, Третья начинает истерить. И правильно делает! Люди прошли полстраны, были в Одессе, степях, пережили голод, осаду, нападки мутантов и нелепо умереть на пороге родного дома - не, так дела не делаются. Я б обиделся на авторов, убей бы они разведчиков. А так получилась совершенно самостоятельная история про Киев. Даже, мне показалось, отчасти противоречащая «Войне кротов». Там-то Арсенальная мертва и опасна… Хотя мало ли, может, там неведомый Сусликов временно находился.

Ещё «Двоих на крыше» можно назвать заделом под полноценный, полновесный роман о путешествии разведчиков Метрограда туда и обратно. Недаром Софья ведёт дневник, в котором уже за восемьдесят страниц. Да и мимолётное описание Чёрного моря представляется мне реверансом в сторону рассказа Льва Рыжкова «Спрутобой» из предыдущей антологии.

В общем, рассказ мне понравился. Буду надеяться, что сюжетная линия разведчиков найдёт романическое продолжение.

12. Михаил Перешивкин - Годовщина

Локации: Москва

Рецензия:

Несмотря на то, что про Мишу Перешивкина я слыхал до конкурса рассказов и даже пару раз с ним общался, повесть «Иннер - я» прошла мимо меня. Из этого произведения Вячеславу понравилась именно эта часть, и я понимаю, почему.

Казалось бы, что может быть интересного и уж тем более необычного в жизни простого женатого электрика? А вот поди ж ты! Миша смог удивить, причём не раз. Боюсь погрязнуть в спойлерах, поэтому просто скажу о том, в каком состоянии я оказался после прочтения истории Горохова. Картина маслом: сижу в кровати около полуночи, дочитываю последний абзац «Годовщины» и ловлю себя на том, что сижу с выпученными глазами и ощущаю мурашки по всему телу. А это, по словам моей мамы, признак мастерства.

Единственное, что напрягло, это то, что Тульская относится к Ганзе, тем не менее в тексте встречаются фразы вроде «прислали с Ганзы». Логично предположить, что имеется в виду «с Кольца», но всё же. А так хорошо, даже очень хорошо!

13. Дмитрий Панов - Алиса в иллюзариуме

Локации: Москва

Рецензия:

Не так давно, с появлением романа «Слепцы» Дмитрия Ермакова, редактор серии назвал тему нового конкурса рассказов. «Сказки апокалипсиса». Тема, как мне кажется, не только необычная, но ещё и довольно сложная. Нужны не просто пострелушки с мутантами и беготнёй от них же, а что-то в районе фэнтези, во что верится с трудом, но чертовски нравится.

«Алиса в иллюзариуме» - пример рассказа, который мог бы войти в третий сборник. Но он попал во вторую антологию «Вселенной Метро 2033». И вот тут хочется сказать пару слов о самой задумке. «Последнее убежище» было декларацией о намерениях, экспериментом, судя по продажам и наличию «Сумрака в конце туннеля», удавшимся. В нём практически не было рамок. Рассказы отбирались не столько в зависимости от мастерства, сколько от баллов, поставленными поклонниками проекта. Темы тоже не было. Оттого одни от «Последнего убежища» до сих пор плюются, а другие же, наоборот, хвалят его. Потом запустили второй конкурс рассказов, уже тематический. Баллы за конкурс больше не имели ценности, важнее было мастерство и раскрытие темы. Ну, и, как выяснилось, место действия. Бедный Вячеслав в течение полугода отбирал лучшие работы фанов, пока не сформировал список рассказов, ныне находящихся в книге, которую я сейчас читаю. Интересно заметить, что некоторые поклонники заодно решили проверить на «освещённость в туннеле» рассказы первого сборника, ибо тему сочли несколько… широкой. Что ж, как выяснилось, тема оказалась не столь широкой, как то представлялось. И вот теперь будет довольно узкая тема, под которую случайно подпал, на мой взгляд, рассказ Дмитрия Панова.

Прошу прощения за лирическое отступление. Итак, «Алиса в иллюзариуме». Основанная на произведении Льюиса Кэррола, сама является сказкой. Мне вот до сих пор кажется непонятным, как девочкам в ОЗК и розовых сандалиях смогла выбраться на поверхность (гермазатворы упоминались, но их же надо каким-то образом сдвинуть!) и ухитриться выжить. И дело совершенно не в мутантах, вроде Синей гусеницы и Чеширского кота - кстати, прекрасная находка автора. Радиация-то, наверное, через те же тапочки проникла в организм девочки… Да и Шляпник-отшельник выглядит подозрительно… сказочно. Впрочем, всё то, что я так долго писал во втором абзаце, как бы просит меня закрыть глаза на подобные мелочи. В сказке возможно всё. И именно как хорошо написанную постъядерную сказку я оцениваю «Алису…» по достоинству.

14. Ольга Швецова - Слова не нужны

Локации: Москва

Рецензия:

В «Последнем убежище» количество авторов и произведений было одинаковым, а вот в «Сумраке…» от этого отказались. И вот я прочитал второй рассказ Ольги Швецовой в рамках второй антологии серии. Наверное, всё же не стоило отказываться от старого порядка…

Тема Павелецкой фигурирует в книгах ещё до основания серии. Судя по её описаниям, Дмитрию Глуховскому очень нравится эта станция. Правда, это не помешало ему сделать жизнь на ней адом, но это не важно. Я помню практически идентичные восторги Артёма и Гомера от пребывания на станции-крепости. Обычно я смеюсь, когда читаю отзывы новых поклонников «Вселенной Метро 2033» об оригинальной дилогии Дмитрия, но здесь я с ними солидарен. Никто больше не сможет передать ту атмосферу восхищения и обречённости, которая царит в метророманах Глуховского. У Ольги Швецовой и не получилось повторить подвиг создателя мира. Станцию я не только не увидел, я не почувствовал дух подземки. Скинь шелуху подземелий, и всё останется так же.

Главным плюсом в истории является, несомненно, любовная линия Татьяны и Смерча. И лишними кажутся и Константин с Потапычем, и «гармонические» колебания героя относительно Павелецкой… Вот уж действительно - слова не нужны. Получилось просто неплохо.

15. Андрей Гребенщиков - Квартира 41

Продолжение

В Сети доступен одноимённый сборник фанфиков за авторством Андрея Гребенщикова. Помимо титульного произведения, там содержатся рассказы «Убежище одинокого человека», «Метро 201X. Свердловский цикл», «Охота», «По ту сторону янтаря» и «История поэта». «Свердловский цикл» лёг в основу «Ниже ада» и формально может относиться к каноничным произведениям наряду с «Квартирой 41».

Локации: Екатеринбург

Рецензия:

«Квартира № 41» - рассказ настолько старый, что к нему существует отдельная фан-обложка, которую периодически находят, а потом интересуются: есть ли такая книга? За время существования серии ответ на подобный вопрос изменялся минимум раза три: «Нет, это фанфик», «Нет, это фанфик автора „Ниже ада“» и, наконец, «Это рассказ из „Сумрака в конце туннеля“».

«Квартира № 41» - рассказ настолько старый, что к нему существует отсылка в «Ниже ада». Выйди это небольшое произведение раньше дебютного романа Андрея, оно бы открыло авторский цикл. А так оказалось приквелом и, ввиду быстро приближающегося выхода нового романа о Москве и Екатеринбурге, цикл «Ниже ада» внезапно оказался назван по третьей своей части (хотя вышедшей раньше других). И хотя «Легион последней надежды» больше флэшбек, основная его реальность легко может приходиться на время после событий «Ниже ада».

«Квартира № 41» начинается с олицетворения огня и спички, сравнения их с красотой ядерного Апокалипсиса… Вот тут я встал в ступор: на каком-таком расстоянии герой видел ядерные грибы, чтобы не ослепнуть, да ещё и находясь под землёй. Хотя, возможно, у него просто хорошая фантазия, как и у его создателя. Дальше рассказ нравится ещё больше - история ящика без номера, рассуждения об интересности чисел (хотя насчёт 42 некоторые бы поспорили) и знакомство со ступеньками. Всё это мелочи, одновременно являющиеся художественными деталями, органично подобранными так, чтобы получился рабочий литературный механизм.

«Квартира № 41» - пример короткой истории, где можно понять всё о герое, его семье и прошлом. Как раз недавно наткнулся на интервью с актёрами из «Шести кадров», и там один из них сказал, что в скетче нельзя сыграть судьбу, однако в некоторых это всё же удаётся. И если сравнить «Квартиру» с таким вот «судьбоносным» скетчем, то выяснится, что они чем-то похожи. Только театральная маска произведения с опущенными уголками губ. Ведь мы уже знаем, что произойдёт дальше. Честно признаюсь, от рассказа я в восторге.

16. Ник Львовский - Искупление

Локации: Москва

Рецензия:

Рассказ получился несколько сумбурным, но очень живым. Главный герой, по идее, злодей, вот только злодействовать не любит. Судьба у него такая, что не оставила ему выбора. Будь наёмной убийцей, и всё тут!

Что может остановить киллера, кроме пули в сердце или внезапного раскаяния? Вспоминая фильм «Мистер и миссис Смит», можно решить, что протагонист встретил давнюю любовницу или просто старого друга, но всё не столь банально, и это хорошо. Замечу, что Пашка-Баламут всё равно находит жертву, но убивает её уже просто так, бесплатно, чтобы искупить долг.

В отзыве старого незнакомого AlexxPrimoVictor на сайте Лаборатории Фантастики я заметил, что автор отправил героев на Орехово. Я прочитал рассказ, затем пролистал его, но ничего, кроме упоминания бандитских вольниц да логова жертвы на Люблинской ветке (методом исключения предположу, что речь идёт о Сретенке, Трубной или Достоевской), не нашёл. Зато открыл для себя некий Синдикат - довольно засекреченную бандитскую сеть. Правда, судьба его теперь незавидна.

«Искупление» чем-то напоминает дилогию «Санитары» Сергея Зайцева (я даже пытался поскрипеть мозгами, но никаких других Баламутов не вспомнил, к сожалению), но, в отличие от неё, повествует именно о бандитских разборках. Идея рассказа не очень нравится мне, но почему-то сам текст оставил после себя благоприятное впечатление.

17. Леонид Елсаков - Котёнок

Локации: Самара

Рецензия:

Насколько я знаю, мой тёзка очень серьёзно интересуется оружием. Трудно предположить, что такой человек напишет вдруг столь светлую историю, как «Котёнок». Однако редактор отметил на презентации, что именно благодаря таким рассказам он просто не мог назвать сборник иначе как «Сумрак в конце туннеля». Потому что в той пучине мрака, которую показывают некоторые рассказы, вдруг появился такой вот лучик света.

Конечно, не обошлось без приключений. Бедный котёнок пробегает по ленте Мёбиуса - так я окрестил про себя его путешествие, так как в конечном итоге он вернулся на исходную позицию, странным образом оказавшись в финале вновь на поверхности. И на ленте этой полным-полно препятствий. В виде голодных и нечестных людей, аномалий, мутантов и заносчивой Элеоноры. Этой девчонке определённо стоит вправить мозги. Персонаж хоть эпизодический, да и к тому же противный, получился очень ярко. Как и все остальные.

Точка зрения котёнка, непонятно как не мутировавшего (хотя его сто раз приняли за нового мутанта, а сам я склонен его считать таковым из-за невосприимчивости к радиации), выглядит несколько сказочно, но в то же время донельзя реалистично. Правда, сюжет кишит богами из машин, но светлый рассказ на то и светлый, чтоб и герой выжил, и другим неповадно было! Очень мило и хорошо. Спасибо автору.

18. Элона Демидова - Цепь

Локации: Москва

Рецензия:

Чтобы привести мысли в порядок касаемо сборника, я однажды решил подсчитать, сколько уже опубликованных в серии авторов приняло участие в создании «Сумрака в конце туннеля». Получилось, что четверо: Константин Бенев, Ольга Швецова, Никита Аверин и… Тимофей Калашников. Вернее, семьдесят пять процентов последнего. В смысле, Константин Баранов уже отметился в антологиях «Вселенной Метро 2033», а остальные камрады уже под своими именами представили свои небольшие творения.

Идейной создательницей «четырёхголового» писателя является, несомненно, Элона Демидова. Её «Цепь» для меня явилась компаньонквелом «Изнанки мира», только на этот раз все интриги коснулись Ганзы. (Для тех, кто не в курсе, сообщаю, что компаньонквел - это произведение, АБСОЛЮТНО не связанное с оригиналом, но имеющее сходную идею или сюжет («Затура» и «Джуманджи» в качестве примера).)

Как известно, есть люди, имеющие дар синестезии. Хотя, на мой взгляд, им обладают все в большей или меньшей степени. Те, у кого он не проявляется, могут провести синестетический анализ. Я вот и «Изнанку», и «Цепь» мысленно окрасил в красные и бурые тона. Кровь и, гм, да, оно самое. Спутники мрака, а не качества! Но рассказ в какой-то момент перекрашивается, становится чернильно-чёрным, истинно мрачным. Такой резкий контраст с «Котёнком»!.. А я такое не люблю. Мне Свет подавай. Правда, это как с «1984» Джорджа Оруэлла. Прекрасная вещь, а мир не понравился ни капельки. Хотя сверхдержавы - это хорошо… Так вот «Цепь» из таких произведений, которое читаешь, не можешь оторваться, видно - нравится, а спросишь, как оно, и говоришь честно - ужас! Так всё мрачно и жестоко… Не по-женски. Уж не знаю, где Элона черпает вдохновение, но хочется, чтобы в её текстах было «посветлее».

Как следствие, я не могу сказать, понравилась мне «Цепь» или нет. Могу лишь констатировать: рассказ сильный, без дураков.

19. Павел Старовойтов - Весенний ренессанс

Локации: Челябинская обл

Рецензия:

Помню, как-то раз я наткнулся на фильм «Новые амазонки». Ну, где в бункере живут только женщины, и вдруг там оказывается два мужика, так сказать, последние в своём роде. Вот примерно то же самое в «Весеннем ренессансе», вот только на поверхности жить действительно нельзя, мужик один лишь в отдельно взятом бомбоубежище, и дети рождаются естественным путём.

Наверное, это действительно ад, а не рай - остаться наедине с кучей красивых девушек. Обязанности по дому иже Бункеру, обязанности в постели, борьба с ревностью и так далее. Врагу не пожелаешь. Хотя… Такое, может, и можно пожелать. Он даже не заподозрит подвоха!

Единственное, что непонятно, почему Миша свалил не сразу после того, как хотя бы со всеми постарался бы улучшить демографическую ситуацию, так скажем? В остальном вопросов не возникло, несмотря на «предупреждение» в начале. Даже понравилось. Весело и с задором написано. И, к слову, тоже Тимофеем Калашниковым!

20. Никита Аверин - Бритва Оккама

Локации: Санкт-Петербург

Рецензия:

Иногда невольно задумываешься, а чем заниматься двадцать лет в постъядерном мире? В огромных подземных городах, вроде Московского или Лондонского метрополитенов, всё ясно: распадается централизованная система, появляется куча государств самого разного типа. Не обходится и без анархистов и бандитов. Однако там везде всё ясно: есть сталкеры, добывающие на поверхности всякие ништяки. Есть начальники станций и президенты-цари-императоры упомянутых государств. Есть какие-то подобия государственных аппаратов, где каждый чиновник получает возможность множить макулатуру, а заодно решать текущие дела. Есть челноки-торговцы. Эти связаны со сталкерами, фермерами, ремесленниками… Есть более простые профессии, вроде уборщиков и поваров. Все заняты делом.

А что делать людям, запертым в подземной полости на означенный промежуток времени? На этот вопрос довольно полно ответил Дмитрий Ермаков в «Слепцах». Создавать работу из ничего. Даже если не хочется. Главное - ни за что не сойти с ума. Герои «Бритвы Оккама» стараются сохранить рассудок, держась за единственную соломинку, связывающую их воспоминания с прошлым миром. Запуск ракет, уже отработавших по неизвестным далям. Каждый день, на протяжении долгих месяцев и лет. Пусть это станет рутиной, обязательным ритуалом, иначе можно сорваться в пропасть.

Последняя четверть рассказа показывает, что, в отличие от персонажей «Слепцов», двум офицерам бункера не очень удалось победить в борьбе со временем и бездельем. Особенно одному из них. И даже когда бункер нашли сталкеры, спасение отметается, выставляется злом. Ибо красная кнопка не ждёт.

Что возмутило, так это упоминание станции Юго-Западная. Автор знал, что станцию раньше 2015 года не откроют, а сейчас её открытие вообще перенесли на начало следующего десятилетия, но тем не менее в тексте фигурирует именно это название. И я даже не знаю, быть этой станции на карте или нет…

Я уже не раз сказал, что не люблю Мрак. А «Бритва Оккама» мрачна. Даже, наверное, «потемнее» «Цепи» и «Я же говорил!» будет. Поэтому не могу сказать точно, понравилось ли мне это произведение или нет.

21. Кира Иларионова - Работа над ошибками

Начало Рассказа

На территории Карелии образовался гигантский и непроходимый Купол (Граница), постоянно увеличивающийся в размерах. Он скрывает в себе уничтоженный Ударом Петрозаводск, где, если верить легендам, спрятан «Золотой Шар» - мощный артефакт, способный исполнить любое желание того, кто до него дотронется. Жители небольшой деревушки на берегу Ладожского озера вынуждены искать укрытие всякий раз, когда выпадает «Чёрный снегопад» (или же «Молчун») - хлопья пепла, оставляющие язвы при соприкосновении с кожей и в прямом смысле испепеляющие инфицированного за несколько дней.

Локации: Петрозаводск

Рецензия:

Это уже второй рассказ в сборнике, начинающийся с отсылки к тому произведению, которое в дальнейшем обыгрывается на протяжении большей части текста (первым была «Алиса в иллюзариуме» Дмитрия Панова). И вновь получилось замечательно.

Действие происходит в карельских лесах, неподалёку от Петрозаводска. Даётся ещё одно объяснение, почему полярнозорьцы не смогли добраться до Санкт-Петербурга. Столица региона не просто подверглась ядерному удару, она окружена Границей, сродни стенам света из мира «Анабиоза», а внутри, на привокзальной площади, находится артефакт, как у Стругацких. Золотой Шар здесь обыгран в любом случае иначе. С прямой отсылкой к «Метро 2033» Дмитрия Глуховского.

Конечно, есть пара-тройка шероховатостей в тексте, но общее впечатление они не портят. Более того - я считаю «Работу над ошибками» лучшим рассказом в сборнике. Тут, правда, надо оговориться: «Семнадцатизарядную веру» Вячеслава Бакулина, заключительную и бонусную историю антологии, я оставил на закуску, но по сравнению со всеми предыдущими рассказ Киры, по моему мнению, очень сильно выигрывает.

22. Вячеслав Бакулин - Семнадцатизарядная вера

Начало Рассказа

Уже четвёртый год подряд аномалия, происходящая в день города, возвращает на прилавки магазинов Москвы довоенные товары, ставшие дефицитом на станциях метро. По такому случаю на нейтральной территории Бауманского Альянса проходит встреча глав Большого метро: Ганзы, Красной Линии, Рейха, Полиса, Ордена и бандитов. Девушка Элис пытается убедить мужчин отказаться от борьбы их государств за ресурсы и не выходить на улицы в дни действия аномалии.

Локации: Москва

Рецензия:

Вот не зря я оставил бонусный рассказ на закуску! «Семнадцатизарядная вера» - необычный ровный текст, в котором придраться не к чему. А всё потому, что писал не любитель, не новичок, а профессионал.

Уже давно про Вячеслава Бакулина знает большая часть поклонников серии. Если раньше кто-то ссылался на его слова, то получали в ответ удивлённое «А кто это?», то теперь понятливо кивают. И многие давно хотели узнать, как же видит «Вселенную Метро 2033» сам ответственный редактор проекта? Да что уж там - Хранитель проекта. Человек, не допускающий в серию плохие произведения (хотя некоторым читателям не все нравятся, но это уже дело вкуса), чутко чувствующий халтуру или, наоборот, талант, сам талантлив. Именно поэтому я восхищён тем рассказом, который завершает сборник.

Здесь можно встретить старых знакомых персонажей, но сама «Семнадцатизарядная вера» - произведение достаточно самостоятельное. Описанная аномалия ещё не встречалась в книгах и рассказах серии. Я видел отзывы, мол, Вячеслав перевернул всё с ног на голову, но, по мне, переворот, если и был, вышел щадящим. Не сразу ломающим мозг. (Да и вообще не ломающим!)

Хорошо вышла Элис. Откуда девушка пришла, в тексте прямо не сказано. Хотя нет… Есть там такая фраза… Давно Вячеслав хотел увидеть в серии роман «Горький город» про Нижний Новгород, а тут соответствующее словосочетание мелькнуло. Возможно, именно оттуда пришла каким-то образом героиня рассказа.

Как я уже сказал, рассказ понравился. Именно на такой ноте и можно было закончить такой хороший сборник.

Аудиокниг Нет

Авито
×